Проверяемый текст
Карпова, Ирина Викторовна; Педагогическое обеспечение профессионального самоопределения старшеклассников с признаками одаренности (Диссертация, июнь 2006)
[стр. 16]

и организаторских качеств, способность к самопознанию и профессиональному «авторству».
Расширение методологических контекстов в образовании обусловлено обращенностью к человеку как к самоценности, к его феноменальной природе.
В связи с этим, особую значимость для нас представляет феноменологический подход в образовании.
По мнению Г.П.
Звенигородской, «феноменологический подход есть приемлемость разных взглядов, позиций, в единстве своем открывающих и признающих в уникальности, неоднозначности, многоаспектности наблюдаемого (изучаемого), позитивность развития всех слагаемых, усиливающих, обогащающих его сущность»
[77, с.33-34].
Феноменологический подход помогает нам увидеть иную природу
профессионального становления руководителя учреждения дополнительного образования.
Так, центральным ориентиром современной педагогической науки является образование, призывающее к интеграции искусственно разделенных сфер обучения, развития и воспитания.
«Следуя системному подходу, подчеркивает Г.П.
Звенигородская, на практике трудно представить изолированность этих процессов как во внутреннем образовательном пространстве, так и во внешнем, ибо их связи очевидны и индивидуальны.»
[76, с.4].
Вот почему, пока мы не отрефлексировали феноменологию, в которой работает современный руководитель, мы вряд ли сможем оказать ему действенную помощь и поддержку в реализации его права на «авторство» в профессиональной деятельности.
Это обстоятельство ставит нас перед необходимостью обращения к
руководителю как к целостной личности, имеющей право на ошибку, случайный, а порой трудно предсказуемый «авторский» выбор своего жизненного и профессионального пути.
В связи с этим, принципиально важным для нас является современное философское осмысление истоков развития личности с синергетических позиций (В.И.
Аршинов, Е.Н.
Князева, С.П.
Курдюмов, И.Р.
Пригожим, Г.
Хакен и др.).
Взгляд на человека как на открытую,
саморазвиваюшуюся соци16
[стр. 16]

ного существа, каковым в полной мере является личность старшеклассника с признаками одаренности.
Отсюда на качественно ином уровне осознается социальная значимость его духовных ценностей, нравственных и организаторских качеств, способность к самопознанию и профессиональному самоопределению.
Расширение методологических контекстов в образовании обусловлено обращенностью к человеку как к самоценности, к его феноменальной природе.
В связи с этим, особую значимость для нас представляет феноменологический подход в образовании.
По мнению Г.П.
Звенигородской, «феноменологический подход есть приемлемость разных взглядов, позиций, в единстве своем открывающих и признающих в уникальности, неоднозначности, многоаспектности наблюдаемого (изучаемого) позитивность развития всех слагаемых, усиливающих, обогащающих его сущность»
[72, с.33-34].
Феноменологический подход помогает нам увидеть иную природу
педагогического обеспечения процесса профессионального самоопределения старшеклассников с признаками одаренности.
Так, центральным ориентиром современной педагогической науки является образование, призывающее к интеграции искусственно разделенных сфер обучения, развития и воспитания.
«Следуя системному подходу, подчеркивает Г.П.
Звенигородская, на практике трудно представить изолированность этих процессов как во внутреннем образовательном пространстве, так и во внешнем, ибо их связи очевидны и индивидуальны.»
[71, с.4].
Вот почему, пока мы не приняли феноменологию образовательного пространства, в котором живут старшеклассники с признаками одаренности, не осознали процессы, происходящие с молодежью на этапе профессионального выбора, мы вряд ли сможем оказать им действенную помощь и поддержку.
Это обстоятельство ставит нас перед необходимостью обращения к
старшекласснику с признаками одаренности как к целостной личности, имеющей право на ошибку, случайный, а порой трудно предсказуемый самостоятельный выбор своего жизненного пути.
16

[стр.,17]

В связи с этим, принципиально важным для нас является современное философское осмысление истоков развития личности с синергетических позиций (В.И.
Аршинов, Е.Н.
Князева, С.П.
Курдюмов, И.Р.
Пригожим, Г.
Хакен и др.).
Взгляд на человека как на открытую,
саморазвивающуюся социально-биологическую систему указывает, что источником саморазвития в ней являются противоречия, возникающие в результате неравномерности развития её отдельных частей, забегание в развитии одних и отставание других [149].
Сказанное в полной мере относится к уникальности и своеобразию личности старшеклассника с признаками одаренности, его непредсказуемостью, «неадаптивной активностью» (В.А.Петровский), самоопределением, «бесшабашностью» (Б.С.
Братусь), несовпадением с самим собой, невозможностью конечных определений и др.
Синергетика, как область междисциплинарного знания, учит нас видеть мир по-другому более целостно, позволяет более правильно направлять процесс развития сложноорганизованных систем, в том числе и старшеклассника с признаками одаренности на пороге выбора своего жизненного пути.
Становится очевидным, что главное не сила и интенсивность воздействий, а малые, но правильно организованные резонансные влияния, дающие наибольший эффект в «нужное время и в нужном месте».
В.В.
Василькова отмечает, что синергетика приближает нас к новому целостному образу мира, сотканного из чередований и взаимопереходов, хаоса и порядка, организации и дезорганизации, равновесия и неравновесности, необходимости и случайности, динамизма и гомеостаза [36, с.31.].
Согласно синергетическому подходу, не существует однонаправленной причинной детерминации одного другим; представления о детерминизме (в том числе —в социальных системах) претерпели существенные изменения в связи с открытием бифуркационных процессов [148].
Благодаря явлению бифуркации, была признана как субъективная, так и объективная реальность специфически человеческого феномена свободы выбора.
Нельзя не отметить «оптимистические» ресурсы синергетики (что особенно значимо для нашего 17

[Back]