Проверяемый текст
Карпова, Ирина Викторовна; Педагогическое обеспечение профессионального самоопределения старшеклассников с признаками одаренности (Диссертация, июнь 2006)
[стр. 17]

ально-биологическую систему указывает, что источником саморазвития в ней являются противоречия, возникающие в результате неравномерности развития её отдельных частей, забегание в развитии одних и отставание других [151, 1986.].
Сказанное в полной мере относится к уникальности и своеобразию личности
руководителя учреждения дополнительного образования, реализующуюся в условиях творческой активности, рефлексии, педагогического риска, свободы и общения.
В.В.
Василькова отмечает, что синергетика приближает нас к новому целостному образу мира, сотканного из чередований и
взаимолереходов, хаоса и порядка, организации и дезорганизации, равновесия и неравновесности, необходимости и случайности, динамизма и гомеостаза [39, с.31.].
Согласно синергетическому подходу, не существует однонаправленной причинной детерминации одного другим; представления о детерминизме (в том числе в социальных системах) претерпели существенные изменения в связи с открытием бифуркационных процессов
[150].
Благодаря явлению бифуркации, была признана как субъективная, так и объективная реальность специфически человеческого феномена свободы выбора.
Нельзя не отметить «оптимистические» ресурсы синергетики (что особенно значимо для нашего
исследования), так как синергетика позволяет снять некие психологические барьеры, страх перед сложными системами, каковой для руководителя является конкретная личность или учреждение дополнительного образования.
Новая иррациональность, исходящая из философских идей вышеуказанных подходов, обусловливает необходимость выработки нового ценностного отношения к человеку, фиксирует наше внимание на работах, выполненных в контексте аксиологического подхода
(M.lM.
Бахтин, B.C.
Библер, H.A.
Бердяев, В.
Г1.
Зинченко, М.К.
Мамардашвили, В.
Франкл и др.).
Оживление гуманистических тенденций в философии образования невозможно без провозглашения и утверждения идеи самоценности человека.
Гуманистическое сознание было всегда ориентировано на признание самоценности человека, которое
формирует у руководителя установку перехода от «воспитания 17
[стр. 17]

В связи с этим, принципиально важным для нас является современное философское осмысление истоков развития личности с синергетических позиций (В.И.
Аршинов, Е.Н.
Князева, С.П.
Курдюмов, И.Р.
Пригожим, Г.
Хакен и др.).
Взгляд на человека как на открытую, саморазвивающуюся социально-биологическую систему указывает, что источником саморазвития в ней являются противоречия, возникающие в результате неравномерности развития её отдельных частей, забегание в развитии одних и отставание других [149].
Сказанное в полной мере относится к уникальности и своеобразию личности
старшеклассника с признаками одаренности, его непредсказуемостью, «неадаптивной активностью» (В.А.Петровский), самоопределением, «бесшабашностью» (Б.С.
Братусь), несовпадением с самим собой, невозможностью конечных определений и др.
Синергетика, как область междисциплинарного знания, учит нас видеть мир по-другому более целостно, позволяет более правильно направлять процесс развития сложноорганизованных систем, в том числе и старшеклассника с признаками одаренности на пороге выбора своего жизненного пути.
Становится очевидным, что главное не сила и интенсивность воздействий, а малые, но правильно организованные резонансные влияния, дающие наибольший эффект в «нужное время и в нужном месте».
В.В.
Василькова отмечает, что синергетика приближает нас к новому целостному образу мира, сотканного из чередований и
взаимопереходов, хаоса и порядка, организации и дезорганизации, равновесия и неравновесности, необходимости и случайности, динамизма и гомеостаза [36, с.31.].
Согласно синергетическому подходу, не существует однонаправленной причинной детерминации одного другим; представления о детерминизме (в том числе —в социальных системах) претерпели существенные изменения в связи с открытием бифуркационных процессов
[148].
Благодаря явлению бифуркации, была признана как субъективная, так и объективная реальность специфически человеческого феномена свободы выбора.
Нельзя не отметить «оптимистические» ресурсы синергетики (что особенно значимо для нашего
17

[стр.,18]

исследования), так как синергетика позволяет снять некие психологические барьеры, страх перед сложными системами, каковой для нас является личность старшеклассника с признаками одаренности.
Положения синергетики, отражающие природу образования человека, могут быть с успехом использованы для выявления дополнительных возможностей повышения эффективности процесса педагогического обеспечения профессионального самоопределения старшеклассников с признаками одаренности.
Так финансовая поддержка федеральной целевой программы «Одаренные дети» при ограниченности средств, направляемых в сферу образования, предполагает активную выверенную политику, направленную на создание и поддержку «точек роста», связанных с переходом общеобразовательной школы с экстенсивного («обучение всех») на интенсивный путь развития (обучение каждого, с учетом его неповторимой индивидуальности и неординарности).
Новая иррациональность, исходящая из философских идей вышеуказанных подходов, обусловливает необходимость выработки нового ценностного отношения к человеку, фиксирует наше внимание на работах, выполненных в контексте аксиологического подхода
(М.М.
Бахтин, B.C.
Библер, Н.А.
Бердяев, В.
П.
Зинченко, М.К.
Мамардашвили, В.
Франкл и др.).
Оживление гуманистических тенденций в философии образования невозможно без провозглашения и утверждения идеи самоценности человека.
Гуманистическое сознание было всегда ориентировано на признание самоценности человека, которое
приводит к необходимости обновления процесса профессионального самоопределения личности старшеклассника с признаками одаренности в условиях школы.
Во-первых, идея самоценности человека формирует у педагога установку перехода от «воспитания всех» к «воспитанию каждого».
Во-вторых, проблема самоценности старшеклассника с признаками одаренности это проблема предоставления ему определенных прав и свобод.
В-третьих, такой старшеклассник никогда не должен быть для педагога 18

[Back]