образования. Образование сегодня рассматривается не как трансляция готовых форм культуры, а как средство развития сущностных сил человека. Вот почему заслуживает особого внимания призыв современных философов (А.Ю. Агафонов, Л.П. Буева, В.П. Зинченко и др.) не возлагать все надежды на особые технологии образовательного процесса, а сфокусировать внимание педагогов на душе человека, понимании им смысла своей жизни как творения добра. Образование на современном этапе следует рассматривать как этап и процесс вхождения человека в культуру. Поэтому понимание социокультурных контекстов образования столь важно для руководителя учреждения дополнительного образования. Нам близка позиция Е.В. Боидаревской, которая считает, что «культура педагога это единый процесс его духовного и личностно-профессионального развития, связанного с освоением и выбором культурных смыслов педагогической профессии, самоопределением в мире педагогических ценностей» [34] К сожалению, жизнь в рамках идеологизированных структур привела к закреплению в сознании педагога жестких стереотипов долженствования, «черно-белого» мышления, непонимания того, что на смену модели мира, основанного на идее предопределенного будущего, «...приходит стохастическая, вероятностная модель развития на основе появления в человеческой практике все новых и новых системообразующих факторов, представления о которых ранее отсутствовало» [38, с.38]. Иное понимание сущности образования в контексте социокультурного подхода предполагает изменение миссии образования: от образования госфункции к образованию преобразованию социальной практики. По меткому выражению Э.Н. Гусинского, образование как пуповина соединяет личность с культурой сообщества, задает контекст любому личному свершению [58, с. 102]. Подчеркивая их органичное единство, Ю.В. Сенько определяет педагогическое образование как «процесс профессионального самоопределения педагога в культуре» [165, с.57]. Нам представляется, что можно с пол20 |
Образование сегодня рассматривается не как трансляция готовых форм культуры, а как средство развития сущностных сил человека. Вот почему заслуживает особого внимания призыв современных философов (АЛО. Агафонов, Л.П. Буева, В.П. Зинченко и др.) не возлагать все надежды на особые технологии образовательного процесса, а сфокусировать внимание педагогов на душе молодого человека, понимании им смысла своей жизни как творения добра. Осознавая это, образовательная школа сегодня должна стать местом, ведущим старшеклассника с признаками одаренности к творческому усвоению новых ценностей и профессиональному самоопределению в окружающем его социуме. К сожалению, мы часто являемся свидетелями того, как старшеклассник с признаками одаренности находится в культурно-образовательном пространстве школы и остается вне его. В аналогичном положении сегодня оказался и педагог. Жизнь в рамках идеологизированных структур привела к закреплению в его сознании жестких стереотипов долженствования, «чернобелого» мышления, непонимания того, что на смену модели мира, основанного на идее предопределенного будущего, «...приходит стохастическая, вероятностная модель развития на основе появления в человеческой практике все новых и новых системообразующих факторов, представление о которых ранее отсутствовало» [35, с.38]. Таким образом, культурно-образовательное пространство школы и окружающего социума является необходимым фактором профессионального самоопределения старшеклассника с признаками одаренности. В процессе активного творческого освоения культуры инкультурации у старшеклассника с признаками одаренности формируются те качества, которые делают его представителем всего человечества: способность к творческой деятельности, рефлексии, свободе выбора собственного поведения, а также качества, отличающие его от сверстников, делающие его личность уникальной и неповторимой. |