Проверяемый текст
Вязникова, Любовь Федоровна; Психологические основания процесса профессиональной переподготовки руководителей системы образования (Диссертация 2004)
[стр. 34]

того, он должен подвергнуть себя всем ударам и случайностям, какие возможны в действительной жизни.
Здесь ничего нельзя узнать, оставаясь на сухом берегу и вглядываясь в морскую пучину издали.
Нужна решимость броситься в волны, плыть бодро и из последних сил, даже если в какой-то миг покажется, что сознание покидает нас: ведь именно так, а не иначе рождается сознание антропологическое»
[37, с.
164].
Именно это антропологическое сознание
может и должно вывести руководителя учреждения дополнительного образования на сущносгно иной, более высокий уровень надситуативной активности.
В свою очередь, надситуативная активность не является конечным уровнем развития активности.
«Авторство» руководителя представляет собой интеграцию его процессуальных и личностных особенностей, определяющих его способность к творческому преобразованию действительности.

Руководитель, обладающий такой способностью, как правило, не ограничивается ориентацией на имеющиеся программы действий, кем бы они ни были заданы.
Присущая ему творческая активность обусловливает необходимость постоянного пересмотра и совершенствования оснований своей деятельности, перепрограммирования своих собственных оснований, выступая созидателем, творцом принципиально новых управленческих программ.
Активное творческое начало в управленческой деятельности руководителя, связанное с его культурными смыслами и ценностями помогает выйти на новые рубежи взаимодействия с реальностью.
Размышляя по этому поводу, B.C.
Швырев ясно формулирует существо проблемы: «В рамках приспособительного поведения ...
активность связана с поиском возможных средств достижения
цели, она целенаправлена, целесообразна.
Деятельность же, связанная с перестройкой своих оснований, предполагает целеполагание, является целеполагающей деятельностью.
Именно при переходе от целесообразной деятельности к деятельности целеполагающей в полной мере открываются перспективы творчества и свободы»
[209, с.
111].
Целеполагание в данном случае, как подчеркивает Л.Ф.
Вязникова, связано не с постановкой цели, а с ценностя34
[стр. 165]

надситуативную активность можно считать тем базовым основанием, на котором развивается готовность к риску.
А.Г.
Асмолов связывает проявление такой активности личности прежде всего с ситуациями, в которых ей приходится осуществлять выбор между различными мотивами, ценностными позициями, ролями, а также теми преобразованиями, теми «личностными вкладами», которые человек своими действиями вносит в ценностно-смысловую культуру других людей и культуру с продуктивным уровнем личностных проявлений в отличии от проявлений инструментальных (24).
Основа такого выбора высокий уровень развития самосознания целостного человека* Со свойственной его работам удивительной ясностью, о важности и сложности этого феномена пишет М.
Бубер: «Но для того, чтобы стало возможным познание человеческого целостности, он должен действительным образом и полностью войти в акт самосознания.
Иначе говоря, он должен совершить акт вхождения в это единственное в своем роде измерение как дело своей жизни, без всякой философской страховки.
Сверх того он должен подвергнуть себя всем ударам и случайностям, какие возможны в действительной жизни.
Здесь ничего нельзя узнать, оставаясь на сухом берегу и вглядываясь в морскую пучину издали.
Нужна решимость броситься в волны, плыть бодро и из последних сил, даже если в какой-то миг покажется, что сознание покидает нас: ведь именно так, а не иначе рождается сознание антропологическое»
(71, с, 164), Именно это антропологическое сознание выводит активность человека на сущностно иной, более высокий уровень.
Надситуативная активность не является конечным уровнем развития активности.
«Авторство» руководителя представляет собой интеграцию его процессуальных и личностных особенностей, определяющих его способность к творческому преобразованию действительности.

Такой руководитель не ограничивается ориентацией на имеющиеся программы действий, кем бы они ни были заданы.
Он способен к постоянному пересмотру и совершенствованию оснований своей деятельности, перепрограммированию, перестройке своих собственных оснований, выступая созидателем, творцом принципиально новых программ действия.
Размышляя об активном, творческом начале деятельности, B.C.
Швырев связывает его с культурными смыслами и ценностями, помогающими выйти на новые рубежи взаимодействия с реальностью, что предполагает изменение и внутреннего мира человека.
Он ясно формулирует существо проблемы: «...
в рамках приспособи


[стр.,166]

тельного поведения...
активность связана с поиском возможных средств достижения
целей, она целенаправленна, целесообразна.
Деятельность же, связанная с перестройкой своих оснований, предполагает целеполагание, является целеполагающей деятельностью.
Именно при переходе от целесообразной деятельности к деятельности целеполагающей в полной мере открываются перспективы творчества и свободы»
(415, с.
111).
Полагание в данном случае, как нам представляется, связано не с постановкой цели, а с ценностями, определяющими цель, развивающими ее.
При таком подходе деятельность может стать категорией творческой, реализующей авторскую позицию.
В этом случае речь идет уже и о неадаптивной активности.
И если 15-20 лет назад, как отмечает В.А.
Петровский, неадаптивность воспринималась под углом зрения отклонений от некой формы, то теперь она ассоциируется с активной позицией человека в жизни (289, с.
25).
Принцип неадаптивности расхождение между целью стремлений и достигаемыми результатами.
«Индивид здесь выступает как «трансцендирующее существо»...
Если отказаться от принципа неадаптивности, то сейчас же выясняется, что идея субъектности девальвируется: свобода человека подменяется его зависимостью от внешних обстоятельств и поворотов судьбы; целеустремленность обессмысливается, выглядит самообманом; целостность утрачивается; развитие лишается вектора (288, с.
228).
Есть все основания считать неадаптивную активность одной из важнейших характеристик авторства, когда субъектность проявляется в самоактуализации (самоосуществлении).
А.
Маслоу, рассматривая самоактуализацию как полноценное развитие человека, обращает внимание на неадекватность восприятия данного термина на уровне обыденного сознания.
Самоактуализация якобы: а) подразумевает скорее эгоизм, чем альтруизм; б) нивелирует аспект долга и самоотверженности; в) не принимает во внимание связь с другими людьми и обществом и т.д.
Однако, исследования Маслоу показали, что люди, достигшие самоактуализации отличаются альтруизмом, самоотверженностью, преданностью, продуктивностью взаимодействия с людьми.
При этом Маслоу подчеркивает, что эти характеристики он не изобрел, а открыл (256, с.
16), и считает, что самоактуализация означает выбор возможности из возможностей роста.
Самоактуализация в его понимании (как непрерывная реализация потенциальных возможностей, свершение своей миссии или призвания (там же, с.
49), фактически позволяет идентифицировать

[Back]