Проверяемый текст
Пархоменко, Наталья Александровна. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры (Диссертация 2002)
[стр. 111]

111 включающие в поле наблюдения все виды символической деятельности, через которые репрезентируется духовный мир личности.
В реальной практической жизни духовные ценности являются подросткам нс в виде абстрактных идей, а в виде конкретных, чувственно осязаемых и эмоционально привлекательных символов.
Суть формирования духовно-нравственных качеств заключается в том, чтобы в процессе усвоения нравственных понятий и представлений в сознании школьника возникала эмоциональная отзывчивость и
транслируемое с помощью символа понятие или представление становилось личностно принятым, и что самое главное, превращаясь в поступок, служило бы основой нравственного поведения молодого человека.
Следует отметить, что оценка качества воспитательной работы чрезвычайно сложна по причинам неочевидности критериев, отсроченности результатов воспитательных воздействий по отношению к подростку, размытости границ учебной и воспитательной деятельности.
В целом приходится признать, что современная психология и педагогика не обладает достаточным инструментарием для объективного.
исследования формируемых в
подростках духовно-нравственных качеств.
В качестве гипотезы перед началом эксперимента автором исследования были выделены следующие критерии духовно-нравственной воспитанности ' школьников: способность к пониманию и преобразованию самого себя как человека духовного; ценностные ориентации и идеалы; устойчивость нравственных поступков; ценностное отношение к другому человеку.
Данные критерии характеризовались следующими диагностическими признаками, проявление которых определяют степень выраженности критериев;
осознание духовно-нравственных понятий и представлений, способность увидеть нравственную сторону определенного понятия или представления; способность познавать себя;выработка, осмысление личностью ведущих ценностных ориенти-, .
ров; стабильность выражения духовно-нравственных ценностей;
принятие нравственных решений в ситуации свободного выбора; соответствие поступка духовно-нравственным понятиям и представлениям;признание равенства своей личности с личностью другого человека; отношение к людям по принципу: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы другие делали тебе».
[стр. 96]

(интеллектуальная), в которой дети по объективным причинам не могут быть все одинаково успешны, но и спорт, физический труд и ремёсла, художественное и техническое творчество, организаторская деятельность и свободное общение.
Из всех показателей оценки школы основным мы считаем самочувствие в ней человека.
Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому.
Оценка качества воспитательной работы чрезвычайно сложна по причинам неочевидности критериев, отсроченности результатов
«последствия» воспитательных «прикосновений» к ребёнку, размытости границ учебной и воспитательной деятельности.
Современная психология и педагогика не обладает достаточным инструментарием для объективного исследования формируемых в
школе духовно-нравственных качеств.
Суть формирования духовно-нравственных качеств заключается в том, чтобы в процессе усвоения нравственных понятий и представлений в сознании школьника возникала эмоциональная отзывчивость и
данное понятие или представление становилось личностно принятым.
В качестве критериев духовно-нравственной воспитанности школьников мы выделяем: способность к пониманию и преобразованию самого себя как человека духовного; ценностные ориентации и идеалы; устойчивость нравственных поступков; ценностное отношение к другому человеку.
Данные критерии характеризовались следующими диагностическими признаками, проявление которых определяют степень выраженности критериев:
осознание духовно-нравственных понятий и представлений, способность увидеть нравственную сторону определённого понятия или представления; способность познавать себя; выработка, осмысление личностью ведущих ценностных ориентиров; стабильность выражения духовно-нравственных ценностей; 96

[стр.,97]

принятие нравственных решений в ситуации свободного выбора; соответствие поступка духовно-нравственным понятиям и представлениям; признание равенства своей личности с личностью другого человека; отношение к людям по принципу: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы другие делали тебе».
Проследим динамику изменений по критериям духовно-нравственного воспитания, обозначенными выше.
Для оценки выраженности нравственных знаний мы определили три уровня: высокий, средний, низкий.
С целью демонстрации эффективности экспериментального исследования нами были проведены контрольные срезы (первоначальный, промежуточный и итоговый).
Используя метод анкетирования, мы попытались проверить степень освоения школьниками основных духовно-нравственных понятий.
Динамика роста уровней духовно-нравственных знаний представлена в таблице 1.
Степень выраженности нравственного знания Таблица1 Нравственные понятия и представления 1998-19$ уч.год >9 1999-20С уч.год )0 2000-20С уч.год )1 низкий средний высокий низкий средний высокий низкий средний высокийУровни (в %) Уровни (в %) Уровни (в %) доброта 12,3 56,4 31,3 10,2 52,2 37,6 6,2 30,8 63 счастье 18,5 52,3 29,2 15,5 49,3 35,2 9,4 35,6 55 честность 11,4 43,7 44,9 9,3 40,4 50,3 6,6 34,1 59,3 отзывчивость 14,8 54,4 30,8 12,4 51,7 35,9 8,8 43,1 48,1 милосердие 37,2 42,6 20,2 31,4 43,2 25,4 26,4 41,7 31,9 порядочность 34,3 38,3 27,4 28 33,3 38,7 21,1 34,5 44,4 совесть 42,4 36,6 21 35,3 30,4 34,3 30,7 31,3 38 гуманизм 68,2 29,3 2,5 56,4 33,8 9,8 45,6 36,8 П7,6 патриотизм 57,5 23,5 19 43,2 19,2 37,6 31,2 17,5 51,3 ср.статистическое 32,9 41,9 25,1 26,9 39,2 Г33,9 20,7 33,9 45,4 97

[Back]