25 как педагога приложить максимум усилий к формированию будущего гражданина, практически и теоретически освоившего часть богатой духовной культуры своего отечества. Сегодня у преподавателей пракгиков в процессе работы в отборе содержания, форм и методов воспитательной работы и ее главной составляющей духовно-нравственного формирования личности. Назрела острая необходимость в создании концепций и практических разработок различных вариантов обучения и образования, которые могли бы. помочь в решении указанных проблем. В этот кризисный период, по нашему мнению, именно национально-культурные духовные ценности, так ярко выраженные в лучших образцах народного прикладного искусства, могут и должны стать силой, обеспечивающей решение многих воспитательных задач современного общества. 1.1. Теоретико-философский и исторический анализ литературы по проблеме духовно-нравственного воспитания О решающей роли духовно-нравственного воспитания в развитии и формировании личности говорили выдающиеся мыслители, просветители, философы и педагоги всех времен и народов. Природные задатки, развитие навыков и разум таковы у Аристотеля источники духовно-нравственного воспитания. К важнейшим чертам нравственности знаменитый педагог Ян Амос Коменский относил религиозность, гуманность, культуру поведения, трудолюбие, благожелательность, щедрость, готовность делать людям добро. В основе нравственного воспитания Иоганна Генриха Песталоцци лежит связь обучения с воспитанием и развитием (развивающее обучение), а также связь педагогики с психологией. Идея духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на традициях народной культуры всегда была жизненно важной для России. Русская национальная культура как наследие и педагогический феномен представляет собой вариативный синкретический комплекс духовнонравственных ценностей, в котором отражены передающиеся от поколения к поколению уклад жизни, отношение к окружающей среде и ее природным богатствам, обрядово-праздничньте традиции, эстетические особенности национальной одежды и ее декора (традиционной вышивки), память о предках, уважение к старшим и сохранение семейных реликвий, православная религиозность и специфические духовно-нравственные идеалы, выработанные в народной среде подходы к воспитанию детей. |
вестернизация важнейших сфер жизни российского общества, внедрение чуждых ему духовных ценностей с целью вытеснения и забвения отечественной истории, культуры, традиций. На современном этапе ведётся поиск новых подходов к воспитанию, пониманию его роли и функций в изменившихся условиях общественного развития. Возникают проблемы: определения системы духовных ценностей, ориентиров для основных социальных слоёв и групп; развития взглядов и убеждений, способных консолидировать общество; изучения диалектики соотношения общественнодетерминированных факторов воспитания молодёжи и возможностей, условий её саморазвития; исследования соотношения инновационных и традиционных средств, форм и методов воспитания в процессе его обновления, повышения их эффективности в формировании молодёжи, особенно развития у неё общероссийского самосознания. Сегодня у учителей практиков возникло множество затруднений. Затруднений в определении ценностных приоритетов, в отборе содержания, форм и методов воспитательной работы и ее главной составляющей духовно-нравственного формирования личности. В этот кризисный период, по нашему мнению, воспитание может быть построено на вечных, неизменных, проверенных столетиями традиционных ценностях отечественной культуры. Именно культура может и должна стать силой, обеспечивающей решение многих воспитательных задач современного общества. Национально ориентированное обучение и воспитание заложит фундамент для выстраивания национально-ориентированной экономики, политики, без которых невозможно возрождение России. Поэтому сегодня назрела острая необходимость в создании концепций и практических разработок различных вариантов школ, которые могли бы помочь в решении указанных проблем. 13 |