Проверяемый текст
Пархоменко, Наталья Александровна. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры (Диссертация 2002)
[стр. 27]

27 возникает интерес к эпохе былой независимости.
Этот интерес к
«своей античности» к старому Киеву, Владимиру, Новгороду отразился в усиленной работе исторической мысли, в составлении многочисленных и обширных летописных сводов, исторических сочинений, в объективном внимании к произведениям XI начала ХШ вв.: «Слову о Законе и Благодати киевского митрополита Иллариона», «Повести временных лет», к «Слову о полку Игореве», к «Киево-Печерскому патерику» и т.д.
Идеи обращения к времени национальной независимости, сказавшиеся и в письменности, и в архитектуре, и в живописи, и в политике, имели глубоко народный характер.
В этом убеждает русский былевой эпос,
русское прикладное искусство, где эти идеи сказались в полной мере».
Одним из первых людей России, кто поставил вопрос о развитии образования
и духовно-нравственного воспитания на отечественной основе, был М.В.
Ломоносов.
Национальная гордость и достоинство, бережное отношение к
духовным ценностям русской культуры, ее преумножение являлось для него главным.
«Честь российского народа требует, чтобы
показать способность его в науках и искусствах», писал ученый.
Именно М.В.
Ломоносову принадлежит идея о воспитательном значении русского языка
и русской культуры.
Он подчёркивал важную их роль в формировании патриотизма, любви к Родине, уважения к национальной культуре.
Ломоносов стал основоположником российской науки и многих областей отечественной культуры, благодаря
ученому наука заговорила на русском языке и была освоена русской культурой.
Тем самым он подготовил почву
выступил инициатором отечественного национального образования.
В XIX столетии вопрос о народности образования
встает с новой силой.
Большое внимание духовно-нравственному воспитанию уделяли такие российские мыслители как А.Н.
Радищев, А.Н.
Герцен, и др.
Проблема роли народной культуры в воспитании была важнейшей проблемой в трудах целой плеяды русских педагогов, психологов, философов и исследователей таких, как М.В.
Ломоносов, А.С.
Хомяков, К.Д.
Ушинский, Л.Н.
Толстой, Ф.М.
Достоевский, В.С.
Соловьев, Д.И.
Менделеев, Н.И.Пирогов, И.А.
Ильин, П.А.
Флоренский, Н.А.
Бердяев, П.П.
Блонский, В.П.Вахтеров, К.Н.Вентцель, В.В.Зеньковский, П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт, В.
А.
Сухомлинский, В.М.
Меньшиков, А.Н.Острогорский, М.М.Рубинштейн, С.Т.
Шацкий и др.
[стр. 15]

тельноеть, во всех областях русской культуры возникает интерес к эпохе былой независимости.
Этот интерес к
"‘своей античности" к старому Киеву, к старому Владимиру, к старому Новгороду отразился в усиленной работе исторической мысли, в составлении многочисленных и обширных летописных сводов, исторических сочинений, в объективном внимании к произведениям XI начала XIII вв.: к “Слову о Законе и Благодати киевского митрополита Илариона”, “Повести временных лет”, к “Слову о полку Игореве”, к “КиевоПечерскому патерику” и т.д.
Идеи обращения к времени национальной независимости, сказавшиеся и в письменности, и в архитектуре, и в живописи, и в политике, имели глубоко народный характер.
В этом убеждает русский былевой эпос,
где эти идеи сказались в полной мере”.
(75.
83) Самым главным историческим событием этого периода стало духовное возрождение русского народа, которым он в первую очередь обязан православной церкви.
Важные перемены произошли в воспитании, которое предполагало в себе православие, духовное, семейное и соборное, нравственное и трудовое начало.
Новым этапом в развитии культуры России стали реформы Петра 1.
Велик вклад Петра в развитие общего просвещения, начиная с создания первой русской газеты и кончая открытием Кунсткамеры.
С его именем уместно связать судьбу средней и высшей школы России.
Но реформы Петра Великого, столь необходимые стране, проводились чаще всего не в русле развития традиций, а вопреки им.
В этой ситуации не приходилось говорить о преемственности культурного наследия, а поэтому нельзя было не видеть страшнейших переломов во всей социально-экономической, культурной, но прежде всего в духовно-нравственной жизни нашего народа.
Исправить ошибки и должно было образование и воспитание.
Одним из первых людей России, кто поставил вопрос о развитии образования
на отечественной основе, был М.В.
Ломоносов.
Национальная гордость и достоинство, бережное отношение к
русской культуре, её преумножение являлось для него главным.
«Честь российского народа требует, чтобы
пока15

[стр.,16]

зать способность его в науках и что наше Отечество может пользоваться своими сынами не только в военной храбрости и в других важных делах, но в рассуждении высоких знаний», писал Ломоносов.
Учёный был глубоко убеждён, что народная среда, несомненно, может выдвинуть способных к учению, одарённых, талантливых детей, что из среды русского народа могут выйти великие учёные.
Именно М.В.
Ломоносову принадлежит идея о воспитательном значении русского языка.

Он подчёркивал важную роль родного языка в формировании патриотизма, любви к Родине, уважения к национальной культуре, распространении грамотности и развитии науки.
По его мнению «красота, великолепие, сила и богатство российского языка» являются залогом успешного разрешения образовательных задач школы.
Ломоносов стал основоположником российской науки и многих областей отечественной культуры, благодаря
ему наука заговорила на русском языке и была освоена русской культурой.
Тем самым он подготовил почву
для отечественного образования.
И он же выступил инициатором и создателем национального образования.
В XIX столетии вопрос о народности образования
встаёт с новой силой.
Это было вызвано изменившейся экономической ситуацией в стране, связанной с падением крепостнического строя и зарождением капиталистических отношений.
Назрела необходимость открытия народных школ, призванных дать народным массам хотя бы начальное образование.
Важное значение в развитии народного образования России имели идеи А.С.
Пушкина и его понимание народного творчества как подлинной и живой основы литературной жизни вообще и использование народного педагогического наследия в частности.
В своей известной статье «О народном воспитании» он призывал: «...защитить новое, возрастающее поколение, ещё не наученное никаким опытом и которое скоро явится на поприще жизни со всею пылкостию первой молодости, со всем её восторгов и готовностию принимать всякие впечатления»; «воспитание, или, лучше сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла».
(109, 79) 16

[Back]