30 В своей работе «Народное искусство и сельская школа» известный государственный деятель Рачинский ставит вопрос о художественном воспитании детей, отмечая повсеместное оскудение народного, искусства: «Глохнут и гаснут в народе народная песня, народная сказка, эти живучие отголоски живой веры иного миросозерцания. Уже нужны чуткий слух художника, зоркий труд учёного, чтобы уловить и спасти от забвения их драгоценные обломки». В развитии воспитания особо следует отметить реформу народного образования 1914 -1916 годов, разрабатываемую министром просвещения П.Н. Игнатьевым. Она была направлена на создание школы, прочными корнями уходящей в народную основу, соответствующей русскому менталитету. П.Н. Игнатьев был глубоко убежден, что одним из крупнейших недостатков нашей школы является отрицательное отношение к самой идее народного духовнонравственного воспитания и обучения. Роковые последствия такого воспитания и обучения, по его мнению, выразились в отсутствии веры в собственные силы, обидно пренебрежительном отношении к русскому языку, природе, культуре, в отсутствии сознания своего собственного достоинства как русского человека и в недостаточно развитом чувстве патриотизма. Чувство национального самосознания и чувство любви к Родине, подчеркивал он, должны быть воспитаны в человеке семьей и школой, которая на всем протяжении, от низшей до высшей, обязана проникнуться осознанием необходимости этой высокой цели. Однако реформа графа П.Н Игнатьева оказалась неосуществленной. О необходимости воспитания, основанного на народных началах, писал и И.А. Ильин. Передача национального духа от поколения к поколению, считал он, поможет сохранить национальный облик народа и избежать соблазна национализма. «Иметь родную нацию есть поистине счастье, а утратить с ней связь великое горе;... тоска по ней естественная, а отчаяние в своем роде противоестественно .... человек, утративший доступ к духовной воде и духовному огню своего народа, становится изгоем, беспочвенным и бесплодным скитальцем по чужим дорогам, обезличенным интернационалистом. Национальное обезличивание есть великая беда и опасность в жизни человека и народа. С ним необходимо бороться настойчиво и вдохновенно. ‘ И вести эту работу необходимо с детства», писал он. И.А. Ильин утверждал, что Родина есть национально воспринятая, • взращенная и в земные дела вработанная святыня; нельзя погасить в себе эту |
В своей работе «11ародное искусство и сельская школа» Рачинский ставит вопрос о художественном воспитании детей, отмечая повсеместное оскудение народного искусства: «Глохнут и гаснут в народе народная песня, народная сказка, эти живучие отголоски живой веры иного миросозерцания. Уже нужны чуткий слух художника, зоркий груд учёного, чтобы уловить и спасти от забвения их драгоценные обломки». В развитии воспитания особо следует отметить реформу народного образования 1914 -1916 годов, разрабатываемую министром просвещения П.Н. Игнатьевым. Она была направлена на создание школы, прочными корнями уходящей в народную основу, соответствующей русскому менталитету. П.Н. Игнатьев был глубоко убежден, что одним из крупнейших недостатков нашей школы является отрицательное отношение к самой идее народного воспитания и обучения. Роковые последствия такого воспитания и обучения, по его мнению, выразились в отсутствии веры в собственные силы, обидно пренебрежительном отношении к русскому языку, природе, культуре, в отсутствии сознания своего собственного достоинства как русского человека и в недостаточно развитом чувстве патриотизма. Чувство национального самосознания и чувство любви к Родине, подчеркивал он, должны быть воспитаны в человеке семьей и школой, которая на всем протяжении, от низшей до высшей, обязана проникнуться осознанием необходимости этой высокой цели. Однако реформа графа П.Н. Игнатьева оказалась неосуществлённой. О необходимости воспитания, основанного на народных началах, писал и И.Л. Ильин. Передача национального духа от поколения к поколению, считал он, поможет сохранить национальный облик народа и избежать соблазна национализма. «Иметь родную нацию есть поистине счастье, а утратить с ней связь великое горе; ... тоска по ней естественная, а отчаяние в своем роде противоестественно .... человек, утративший доступ к духовной воде и духовному огню своего народа, становится изгоем, беспочвенным и бесплодным скитальцем по чужим дорогам, обезличенным интернационалистом. 20 Национальное обезличивание есть великая беда и опасность в жизни человека и народа. С ним необходимо бороться настойчиво и вдохновенно. И вести эту работу необходимо с детства», писал он (57. 200). И.А. Ильин утверждал, что Родина есть национально воспринятая, взращенная и в земные дела вработанная святыня; нельзя погасить в себе эту святыню; ею надо жить, ее нельзя отдать в порабощение или попрание другим народам: за нее стоит бороться и умереть. Он считает, что человек может найти общечеловеческое, только углубив свое духовно национальное лоно до того уровня, где живет духовность, внятная всем векам и народам. И.А. Ильин пишет: «Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как проявляется у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поешь, пляшешь и читаешь стихи; что ты называешь «знать» и «понимать», как ты любишь свою семью; кто твои любимые вожди, гении и пророки, скажи мне все это, а я скажу тебе, какой нации ты сын; и все это зависит не от твоего сознательного произвола, а от духовного уклада твоего бессознательного. А этот уклад слагается, формируется и закрепляется прежде всего в детстве. Воспитание детей есть именно пробуждение их бессознательного чувствилища к национальному духовному опыту, укрепление в нем их сердца, их воли, их воображения и их творческих замыслов. Бороться с национальным обезличиванием детей мы должны именно на этом пути; надо сделать гак. чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребенка, вызывающие в нем умиление, восхищение, преклонение. чувство красоты, чувство чести, любознательность, великодушие, жажду подвига, волю к качеству были национальными, у нас в России национально русскими словами; чтобы они почуяли в себе кровь и дух своих русских предков и приняли бы любовью и волею всю историю, судьбу, путь и признание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом на дела и слова русских святых, героев и вождей. Получив в дошкольном возрасте такой духовный заряд и имея в своей семье живой очаг таких настроений, русские де |