Проверяемый текст
Пархоменко, Наталья Александровна. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры (Диссертация 2002)
[стр. 31]

31 святыню; ею надо жить, ее нельзя отдать в порабощение или попрание другим народам: за нее стоит бороться и умереть.
Он считает, что человек может найти общечеловеческое, только углубив свое духовно национальное лоно до того уровня, где живет духовность, внятная всем векам и народам.

И.Л.
Ильин пишет: «Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как проявляется у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поешь, пляшешь и читаешь стихи; что ты называешь «знать» и «понимать», как ты любишь свою семью; кто твои любимые вожди, гении и пророки, скажи мне все это, а я скажу тебе, какой нации ты сын; и все это зависит не от твоего сознательного произвола, а от духовного уклада твоего бессознательного.
А этот уклад слагается, формируется и закрепляется, прежде всего, в детстве.
Воспитание детей есть именно пробуждение их бессознательного чувствилища к национальному духовному опыту, укрепление в нем их сердца, их воли, их воображения и их творческих замыслов.
Бороться с национальным обезличиванием детей мы должны именно на этом пути; надо сделать
так, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребенка, вызывающие в нем умиление, восхищение, преклонение, чувство красоты, чувство чести, любознательность, великодушие, жажду подвига, волю к качеству были национальными, у нас в России национально русскими словами; чтобы они почуяли в себе кровь и дух своих русских предков и приняли бы любовью и волею всю историю, судьбу, путь и признание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом на дела и слова русских святых, героев и вождей.
Получив в дошкольном возрасте такой духовный заряд и имея в своей семье живой очаг таких настроений, русские дети,
где бы они не находились, развернутся в настоящих и верных русских людей».
Дух национального воспитания, по Ильину, обогащается всеми национальными сокровищами.
К ним он относит русский язык, вмещающий в себя всю душу народную, весь его духовный уклад, все мысли и чувства, прошлое, настоящее и грядущее будущее, и русскую песню,.
которую ребенок должен слышать с колыбели, способствующую рождению и переживанию глубоких душевных чувств, и русскую сказку, вмещающую народную память, сохранившую духовный опыт народа, познавая который, ребенок познает свой народ, учится отличать добро от зла.
В них отражены все лучшие черты русского национального характера, представлены высокие образцы человечности.
[стр. 21]

Национальное обезличивание есть великая беда и опасность в жизни человека и народа.
С ним необходимо бороться настойчиво и вдохновенно.
И вести эту работу необходимо с детства», писал он (57.
200).
И.А.
Ильин утверждал, что Родина есть национально воспринятая, взращенная и в земные дела вработанная святыня; нельзя погасить в себе эту святыню; ею надо жить, ее нельзя отдать в порабощение или попрание другим народам: за нее стоит бороться и умереть.
Он считает, что человек может найти общечеловеческое, только углубив свое духовно национальное лоно до того уровня, где живет духовность, внятная всем векам и народам.

И.А.
Ильин пишет: «Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как проявляется у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поешь, пляшешь и читаешь стихи; что ты называешь «знать» и «понимать», как ты любишь свою семью; кто твои любимые вожди, гении и пророки, скажи мне все это, а я скажу тебе, какой нации ты сын; и все это зависит не от твоего сознательного произвола, а от духовного уклада твоего бессознательного.
А этот уклад слагается, формируется и закрепляется прежде всего в детстве.
Воспитание детей есть именно пробуждение их бессознательного чувствилища к национальному духовному опыту, укрепление в нем их сердца, их воли, их воображения и их творческих замыслов.
Бороться с национальным обезличиванием детей мы должны именно на этом пути; надо сделать
гак.
чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребенка, вызывающие в нем умиление, восхищение, преклонение.
чувство красоты, чувство чести, любознательность, великодушие, жажду подвига, волю к качеству были национальными, у нас в России национально русскими словами; чтобы они почуяли в себе кровь и дух своих русских предков и приняли бы любовью и волею всю историю, судьбу, путь и признание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом на дела и слова русских святых, героев и вождей.
Получив в дошкольном возрасте такой духовный заряд и имея в своей семье живой очаг таких настроений, русские де


[стр.,22]

ти, где бы они не находились, развернутся в настоящих и верных русских людей» (58, 228).
Дух национального воспитания, по Ильину, обогащается всеми национальными сокровищами.
К ним он относит русский язык, вмещающий в себя всю душу народную, весь его духовный уклад, все мысли и чувства, прошлое, настоящее и грядущее будущее, и русскую песню, которую ребенок должен слышать с колыбели, способствующую рождению и переживанию глубоких душевных чувств, и русскую сказку, вмещающую народную память, сохранившую духовный опыт народа, познавая который, ребенок познает свой народ.
учится отличать добро от зла.
В них отражены все лучшие черты русского национального характера, представлены высокие образцы человечности.

Сюда вошли и жития святых, и молитва как сосредоточенная и страстная обращенность к Богу.
К национальным ценностям он относит поэзию, искусство, историю и армию, национальную территорию и хозяйство.
Так представлял дух национального воспитания И.
Л.
Ильин.
Он делает вывод: «любить свою Родину не значит считать ее единственной на Земле средоточением духа; ибо тот, кто утверждает это, не знает вообще, что есть дух, а потому не умеет любить и дух своего народа; его удел звериный национализм.
Нет человека и нет народа, который был бы «единственным» средоточением духа, ибо дух живет по-своему во всех людях и во всех народах.
Истинный патриотизм и национализм есть любовь не слепая, а зрячая; и парение ее не только не чуждо добру и справедливости, и праву, и, главное.
Духу Божию, но есть одно из высших проявлений духовности на земле» (58, 240).
Послереволюционный период характеризуется тем, что в нашей стране был взят курс на построение интернационального общества, период, когда русский народ и русская культура во многом были лишены права на свободное существование и развитие.
Во многом это был период прямого гонения и преследования всего, что хоть как-то было связано с русской народной культурой.
В этой ситуации говорить о широком изучении традиций народной педагогики, тем более их использовании, не приходилось.
(Заметим, что, в то же

[Back]