35 1.2. Духовно-нравственное воспитание как педагогическое явление Человек всегда определяет свою жизненную позицию, выдвигает ближайшие или отдалённые цели своей деятельности. Он часто находится в ситуации выбора, а потом оценивает результаты своей деятельности. Своеобразным «фундаментом» в обосновании, оправдании, оценке своего и чужого поведения, жизни и мира в целом является нравственность. Существуют различные подходы к определению нравственности. В энциклопедическом словаре понятие «нравственности» отождествляется с понятием «морали»: «мораль» лат. тогаНз нравственный; тогез нравы) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий . человека в обществе с помощью норм». Наряду с отождествлением понятий морали и нравственности существуют и другие точки зрения. Например, «мораль форма знания, а нравственность область практических поступков, обычаев, нравов». Согласно другой теории, «мораль это регуляция поведения посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического принуждения и контроля, групповых критериев, общественного мнения. Нравственность же сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами, область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самопринуждения благодаря личной сознательности, переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро». Чаще всего понятие «нравственность» принималось философами предшествующих столетий как нечто само собой разумеющееся как область предписаний к поведению человека (философская теория морали начиналась с вопроса о том, каковы источники нравственных предписаний; вопрос же о том, какие из предписаний можно относить к собственно нравственности, обычно оставался в тени). Сам термин «мораль» получил в европейской литературе нового времени весьма неопределённое, несиецифическое значение. С одной стороны, это область духовного и волевого начал как таковым, противостоящим физическому, телесно-материальному началу. Гегель в «Философии духа» определяет термин «мораль» в «более широком смысле», как «некоторую определённость воли». Нравственность у него это, «во. первых, обычаи и нравы, в которых индивид не отличает себя как личность |
1.2. Духовно-нравственное воспитание как педагогическое явление Человек всегда определяет свою жизненную позицию, выдвигает ближайшие или отдалённые цели своей деятельности. Он часто находится в ситуации выбора, а потом оценивает результаты своей деятельности. Своеобразным «фундаментом» в обосновании, оправдании, оценке своего и чужого поведения, жизни и мира в целом является нравственность. Существуют различные подходы к определению нравственности. В энциклопедическом словаре понятие «нравственности» отождествляется с понятием «морали»: « мораль (лат. тогаПя нравственный; тогея нравы) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм» (122, 840). Наряду с отождествлением понятий морали и нравственности существуют и другие точки зрения. Iйшример, «мораль форма знания, а нравственность область практических поступков, обычаев, нравов». Согласно другой теории, «мораль это регуляция поведения посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического принуждения и контроля, групповых критериев, общественного мнения. Нравственность же сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами, область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самопринуждспия благодаря личной сознательности, переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро». (120. 203) Чаще всего понятие «нравственность» принималось философами предшествующих столетий как нечто само собой разумеющееся как область предписаний к поведению человека (философская теория морали начиналась с вопроса о том, каковы источники нравственных предписаний; вопрос же о том, какие из предписаний можно относить к собственно нравственности, обычно оставался в тени). Сам термин «мораль» получил в европейской литературе нового времени весьма неопределённое, неспецифическое значение. С одной стороны, этообласть духовного и волевого вообще, противостоящего физическому, телесно-материальному. (37, 229) Гегель в «Философии духа» определяет термин «мораль» в «более широком смысле», как «некоторую определённость воли» (36, 301). Нравственность у него ~ это, «во-первых, обычаи и правы, в которых индивид не отличает себя как личность от стихийно формирующихся в обществе и усвоенных им стихийно привычных форм поведения, т.е. нечто исторически предшествующее собственно морали или же, поскольку обычаи сохраняют значение и в современном обществе, более простые формы регуляции поведения, чем мораль; во-вторых, конкретные обязанности человека перед государством, сословиями, семьёй, санкционируемые и регулируемые правом, что также выходит за собственные рамки морали». С другой стороны «мораль» область человеческого поведения, нравов, обычаев вообще. Соответственно и в литературе мы встречаем два различных понимания природы морали. В одном случае нравственность толкуется как сфера «естественных» стремлений; индивидуальных или массовых привычек, как общественно предписываемое и одобренное поведение общностей и индивидов (Эпикур, Аристотель. Руссо, Монтескье). В другом же случае мораль понимается как особая область человеческого духа свободная воля и стремление к благу, противостоящая природной зависимости человека и составляющая его внутреннюю автономию (Кант, Дюркгейм, Самнер). Подлинно нравственные побуждения это не то, что фактически есть в человеке, а то, что он должен ещё обрести, до чего ему предстоит возвыситься в процессе нравственного воспитания. По мнению архимандрита Зиновия, «мораль это как бы технические приёмы, способы, механизмы исполнения законов, относящихся к категории добра. А нравственность эго внутреннее содержание самого добра человека, ради которого и существует внешнее исполнительное действие, подиадаемое в разряд морального. Нравственность более высокая позиция устроения чело26 |