Проверяемый текст
Пархоменко, Наталья Александровна. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры (Диссертация 2002)
[стр. 38]

38 другому.
Говоря о духовности человека, мы имеем в виду, прежде всего, его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты».

В первом современном издании по святоотеческой психотерапии В.
Невяровича читаем: «Трехсоставная теория определяет наличие в человеке тела, души и духа.
Отсюда вполне уместно говорить о телесной, душевной и духовной жизни.
Телесная жизнь удовлетворяет лишь потребности тела,
но сути своей она мало отличается от жизни животных: сон, еда, сексуальные потребности; инстинктивные стремления и физиологические потребности в основном ограничивают круг ее интересов.
Душевная жизнь уже более тонкого
плана.
Душа услаждается красотой природы, эмоциональными переживаниями, возвышенными чувствами, навеянными, например, слушанием музыки, чтением художественной литературы и прочее».
Далее В.

Невярович отмечает: «Ошибочным является бытующее понятие о том, что духовный человек это есть лишь высокоинтеллектуальный человек, или что духовная жизнь заключается в слушании музыки, посещении театров и музеев.
Вовсе нет.
Все это имеет по большей части отношение к душевной, но никак не к духовной жизни, которая, напротив, может быть лишена всего
этого, но целиком подчинена и наполнена иными целями и смыслом».
В философско-психологической литературе духовное начало человека связывают с «общественным и
творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры».
По мнению В.И.
Слободчикова, внутренний мир человека имеет многообразные связи и отношения со всем миром человеческой культуры, и именно здесь он обретает свой смысл и духовное измерение.
В работе В.Д.
Шадрикова «Духовные способности»
дается анализ духовных способностей и духовных состояний.
Показывается эволюция природных способностей в духовные, рассматриваются вопросы развития «воспитания духовности».
Автор исходит из того факта, что человек в своём развитии поднимается до духовных творений.
Духовные творения это творения человеческого разума, накопление знаний, значений и смыслов, свойства человека, развивающиеся на базе
биологическтгх, природных и связанных с познанием и освоением духовных творений.
«Духовное поведение безгранично.
Духовное поведение добродетельно.
Духовное поведение определяется добродетелями личности.
Добродетели не есть
[стр. 28]

структуру, либо на предметное содержание, либо на все это вместе.
Но всегда психическое рассматривалось в достаточно жестких границах.
Рассматривая духовное бытие человека, В.И.
Слободчиков пишет: «Постепенно область поиска и исследований природы психического все более расширялась: предметом изучения становились многообразные явления, возникающие на стыках «души» и «тела»; появились и стали интенсивно развиваться новые науки и целые отрасли психологии: психофизика, психофизиология, нейропсихология и др.
Сейчас научная психология (в своей исследовательской, теоретической части) осторожно примеривается к духовной ипостаси человека, само существование которой допускалось лишь в виде продуктов культуры, форм искусства, норм общежития и др.
Психология искусства, психология религии были скорее «психологической археологией», которая по вещественным останкам пыталась восстановить духовное творчество коллективных субъектов, но не духовную ипостась конкретного человека.» (1 19, 332) Далее В.И.
Слободчиков отмечает: «С житейской точки зрения различие душевной и духовной жизни в их качественном своеобразии отражается уже на уровне языка.
Когда мы говорим «душевный человек», тем самым указываем на присущие ему качества сердечности, открытости, способности сопереживать другому.
Говоря о духовности человека, мы имеем в виду, прежде всего, его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты».

(119, 334) В первом современном издании по святоотеческой психотерапии В.
Невяровича читаем: «Трехсоставная теория определяет наличие в человеке тела, души и духа.
Отсюда вполне уместно говорить о телесной, душевной и духовной жизни.
Телесная жизнь удовлетворяет лишь потребности тела,
по сути своей она мало отличается оэ жизни животных: сон, еда, сексуальные потребности; инстинктивные стремления и физиологические потребности в основном ограничивают круг ее интересов.
Душевная жизнь уже более тонкого
28

[стр.,29]

плана.
Душа услаждается красотой природы, эмоциональными переживаниями, возвышенными чувствами, навеянными, например, слушанием музыки, чтением художественной литературы и прочее».
Далее В.

Ыевярович отмечает: «Ошибочным является бытующее понятие о том, что духовный человек это есть лишь высокоинтеллектуальный человек, или что духовная жизнь заключается в слушании музыки, посещении театров и музеев.
Вовсе нет.
Все это имеет по большей части отношение к душевной, но никак не к духовной жизни, которая, напротив, может быть лишена всего
этот, но целиком подчинена и наполнена иными целями и смыслом».
В философско-психологической литературе духовное начало человека связывают с «общественным и
чворчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры».
По мнению В.И.
Слободчикова, внутренний мир человека имеет многообразные связи и отношения со всем миром человеческой культуры, и именно здесь он обретает свой смысл и духовное измерение.
В работе В.Д.
Шадрикова «Духовные способности»
даётся анализ духовных способностей и духовных состояний.
Показывается эволюция природных способностей в духовные, рассматриваются вопросы развития «воспитания духовности».
Автор исходит из того факта, что человек в своём развитии поднимается до духовных творений.
Духовные творения это творения человеческого разума, накопление знаний, значений и смыслов, свойства человека, развивающиеся на базе
биологических, природных и связанных с познанием и освоением духовных творений.
«Духовное поведение безгранично.
Духовное поведение добродетельно.
Духовное поведение определяется добродетелями личности.
Добродетели не есть
качества человека, выражающиеся в желании делать добро, умении делать добро, реальных добродетельных поступках.
Добродетель всегда нравственна».
пишет В.Д.
Шадриков.
К сожалению, в наше прагматичное время понятие «добродетель» употребляется достаточно редко и либо в очень специальном философском смыс29

[Back]