Проверяемый текст
Пархоменко, Наталья Александровна. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры (Диссертация 2002)
[стр. 39]

39 качества человека, выражающиеся в желании делать добро, умении делать добро, реальных добродетельных поступках.
Добродетель всегда нравственна», пишет В.Д.
Шадриков.
К сожалению, в наше прагматичное время понятие «добродетель» употребляется достаточно редко и либо в очень специальном философском
смысле, либо даже с оттенком иронии.
Добродетели открывают путь души к совершенствам.
Занимаясь воспитанием моральных качеств в человеке, педагогика должна исследовать внутренние нравственные мотивации, побуждающие человека идти навстречу добру, формирующие эти качества с юных лет, с тем, чтобы человек, достигнув зрелого возраста, был обучен различению добра и зла и нёс бы в себе те качества души, которые способны противостоять природе зла.
И если, исключить эту внутреннюю потребность выстраивать «добродеятельную» основу жизни человека, то никакие моральные понятия не будут приняты душой человека.
Духовное состояние, по В.Д.
Шадрикову, формируется на основе, как духовных ценностей личности, так и искушения отказа от долга следовать
идее, вере, духовным ценностям: «Духовное состояние характеризуется чувством внутренней активности, единением духовных способностей и свойств, чувств и эмоций, единением умственных, нравственных, духовных качеств, стремлением к духовному прогрессу».
Духовность относится к родовым определениям человеческого способа жизни.
Дух есть то, что связывает отдельного индивида,, субъекта психической деятельности, личность человека со всем человеческим родом во всей
совокупности его культурного и исторического бытия.
Духовность придает смысл
жизни отдельному человеку, в ней человек ищет и находит ответы на вопросы: зачем он живет, каково его назначение в жизни, что есть добро и зло, истина и заблуждение, красивое и безобразное и т.п.
По мнению Ф.М.
Достоевского «духовность состоит в понимании или неосознанном ощущении основополагающего взгляда на человеческую жизнь как на вечную духовную ценность, в приобщении к мысли, что «высшая идея на земле лишь
одни, а именно идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные «высшие идеи» жизни, которыми может быть жив человек, лишь из нее одной вытекают».
В.В.
Зеньковский считает, что духовность есть начало, целостности и органической иерархичности в человеке (дух исцеляет делает целым), и если это недостаточно выражено в реальном бытии человека, то это означает
[стр. 29]

плана.
Душа услаждается красотой природы, эмоциональными переживаниями, возвышенными чувствами, навеянными, например, слушанием музыки, чтением художественной литературы и прочее».
Далее В.
Ыевярович отмечает: «Ошибочным является бытующее понятие о том, что духовный человек это есть лишь высокоинтеллектуальный человек, или что духовная жизнь заключается в слушании музыки, посещении театров и музеев.
Вовсе нет.
Все это имеет по большей части отношение к душевной, но никак не к духовной жизни, которая, напротив, может быть лишена всего этот, но целиком подчинена и наполнена иными целями и смыслом».
В философско-психологической литературе духовное начало человека связывают с «общественным и чворчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры».
По мнению В.И.
Слободчикова, внутренний мир человека имеет многообразные связи и отношения со всем миром человеческой культуры, и именно здесь он обретает свой смысл и духовное измерение.
В работе В.Д.
Шадрикова «Духовные способности» даётся анализ духовных способностей и духовных состояний.
Показывается эволюция природных способностей в духовные, рассматриваются вопросы развития «воспитания духовности».
Автор исходит из того факта, что человек в своём развитии поднимается до духовных творений.
Духовные творения это творения человеческого разума, накопление знаний, значений и смыслов, свойства человека, развивающиеся на базе биологических, природных и связанных с познанием и освоением духовных творений.
«Духовное поведение безгранично.
Духовное поведение добродетельно.
Духовное поведение определяется добродетелями личности.
Добродетели не есть качества человека, выражающиеся в желании делать добро, умении делать добро, реальных добродетельных поступках.
Добродетель всегда нравственна».
пишет В.Д.
Шадриков.
К сожалению, в наше прагматичное время понятие «добродетель» употребляется достаточно редко и либо в очень специальном философском
смыс29

[стр.,30]

ле, либо даже с оттенком иронии.
Достойно уважения понимание, изложенное В.Д.
Шадриковым, по которому целыо школы «может стать воспитание добродеятелей и добродетелей».
Однако уде с давних времен почти все мыслители обращались к проблеме воспитания фундаментальных добродетелей.
Многое об этом сказано в религиозных книгах.
Нельзя спорить с такими библейскими заповедями и запретами, как: чти отца твоего и мать твою; не убий; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не пожелай добра ближнего твоего.
Восприняв десять заповедей Ветхого завета, христианство дополнило их, прежде всего, учением о любви к ближнему, последовательно изложенным в Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой, — в этом основная суть христианской любви как общечеловеческой ценности.
Добродетели открывают муть души к совершенствам.
Занимаясь воспитанием моральных качеств в человеке, педагогика должна исследовать внутренние нравственные мотивации, побуждающие человека идти навстречу добру, формирующие эти качества с юных лет, с тем, чтобы человек, достигнув зрелого возраста, был обучен различению добра и зла и нёс бы в себе те качества души, которые способны противостоять природе зла.
И если исключить эту внутреннюю потребность выстраивать «добродеятельную» основу жизни человека, то никакие моральные понятия не будут приняты душой человека.
Духовное состояние, по В.Д.
Шадрикову, формируется на основе как духовных ценностей личности, так и искушения отказа от долга следовать
идее, вере, духовным ценностям: «Духовное состояние характеризуется чувством внутренней активности, единением духовных способностей и свойств, чувств и эмоций, единением умственных, нравственных, духовных качеств, стремлением к духовному прогрессу».
Духовность относится к родовым определениям человеческого способа жизни.
Дух есть то, что связывает отдельного индивида, субъекта психической деятельности, личность человека со всем человеческим родом во всей
развертке его культурного и исторического бытия.
Духовность придает смысл
10

[стр.,31]

жи зни отдельному человеку, в ней человек ищет и находит ответы на вопросы: •зачем он живет, каково его назначение в жизни, что есть добро и зло, истина и заблуждение, красивое и безобразное и т.п.
По мнению Ф.М.
Достоевского «духовность состоит в понимании или неосознанном ощущении основополагающего взгляда на человеческую жизнь как на вечную духовную ценность, в приобщении к мысли, что «высшая идея на земле лишь
одна, а именно — идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные «высшие идеи» жизни, которыми может быть жив человек, лишь из нее одной вытекают» (48,48).
В.В.
Зеньковский считает, что духовность есть начало целостности и органической иерархичности в человеке (дух исцеляет делает целым), и если это недостаточно выражено в реальном бытии человека, то это означает
некую связанность духовности в человеке грехом: «В человеке все личностное целостно, в этой целостности неповторимо и абсолютно единично.
Эта целостность, единичная связанность духовной стороны с психофизической жизнью, осмысливается через иерархическую конституцию человека.
Иерархичность состоит в примате духовного начала (движение от высшего к низшему, что является необходимым условием развития от низшего к высшему).
Духовность есть средоточие, живая сердцевина человека, истинный центр (реальное я), основа индивидуальности человека, его метафизическое ядро».
Религиозная точка зрения на человека, различающая в составе человеческого существа трёх реалий тела, души, духа, по преимуществу демонстрирует и настаивает на необходимости и способности целостного видения человеческой природы — в единстве его телесной, душевной и духовной форм жизни.
Рассуждая о жизни со стороны духовной, В.Г.
Белинский говорит, что жизнь человека дана ему «на сближение с Богом», «его наслаждения должны состоять в истине, благе и красоте» (14, 333).
Следовательно, лишь высокие идеи, возвышающиеся над обыденностью и прагматическими взглядами на 31

[Back]