Проверяемый текст
Пархоменко, Наталья Александровна. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры (Диссертация 2002)
[стр. 40]

40 некую связанность духовности в человеке грехом: «В человеке все личностное целостно, в этой целостности неповторимо и абсолютно единично.
Эта целостность, единичная связанность духовной стороны с психофизической жизнью, осмысливается через иерархическую конституцию человека.
Иерархичность состоит в примате духовного начала (движение от высшего к низшему, что является необходимым условием развития от низшего к высшему).
Духовность есть средоточие, живая сердцевина человека, истинный центр (реальное я), основа индивидуальности человека, его метафизическое ядро».
Религиозная точка зрения на человека, различающая в составе человеческого существа трёх реалий тела, души, духа, по преимуществу демонстрирует и настаивает на необходимости и способности целостного видения человеческой природы в единстве его телесной, душевной и духовной форм жизни.
Рассуждая о жизни со стороны духовной, В.Г.
Белинский говорит, что жизнь человека дана ему «на сближение с Богом», «его наслаждения должны состоять в истине, благе и красоте».

Следовательно, лишь высокие идеи, возвышающиеся над обыденностью и прагматическими взглядами на
действительность, обращающие нас к высшим ценностям, могут называться духовными.
Душа термин, с помощью которого религиозная философия обозначает одну из частей человеческого состава, неким таинственным образом связанную с телом и духом.
С одной стороны, тело человека может вовлечь душу в поиски и удовлетворение своих, телесно-соматических потребностейудовольствий.

Оно рождает дурной произвол души, ее покорность простому биологическому инстинкту.
Тогда «душа, становится служанкой телесных похотей и вступает в борьбу с духом».
О наличии такой борьбы свидетельствуют такие
состояния души, как: стыд, отвращение, жажда очищения и покаяния, сомнение, горечь утраты «чистоты» помыслов и т.д.
С другой стороны, душа есть способность слышать зов Божий, принимать законы духа.
В этой ориентации на духовность принимают участие все способности души, как высшие мышление и воля, так и низшие чувственное воображение, инстинкт, интуиция, сверхчувственное созерцание.

И.А.
Ильин определяет дух, как «самое главное в человеке», как «силу личного самоутверждения в человеке», то верное восприятие своей личности
[стр. 31]

жи зни отдельному человеку, в ней человек ищет и находит ответы на вопросы: •зачем он живет, каково его назначение в жизни, что есть добро и зло, истина и заблуждение, красивое и безобразное и т.п.
По мнению Ф.М.
Достоевского «духовность состоит в понимании или неосознанном ощущении основополагающего взгляда на человеческую жизнь как на вечную духовную ценность, в приобщении к мысли, что «высшая идея на земле лишь одна, а именно — идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные «высшие идеи» жизни, которыми может быть жив человек, лишь из нее одной вытекают» (48,48).
В.В.
Зеньковский считает, что духовность есть начало целостности и органической иерархичности в человеке (дух исцеляет делает целым), и если это недостаточно выражено в реальном бытии человека, то это означает некую связанность духовности в человеке грехом: «В человеке все личностное целостно, в этой целостности неповторимо и абсолютно единично.
Эта целостность, единичная связанность духовной стороны с психофизической жизнью, осмысливается через иерархическую конституцию человека.
Иерархичность состоит в примате духовного начала (движение от высшего к низшему, что является необходимым условием развития от низшего к высшему).
Духовность есть средоточие, живая сердцевина человека, истинный центр (реальное я), основа индивидуальности человека, его метафизическое ядро».
Религиозная точка зрения на человека, различающая в составе человеческого существа трёх реалий тела, души, духа, по преимуществу демонстрирует и настаивает на необходимости и способности целостного видения человеческой природы — в единстве его телесной, душевной и духовной форм жизни.
Рассуждая о жизни со стороны духовной, В.Г.
Белинский говорит, что жизнь человека дана ему «на сближение с Богом», «его наслаждения должны состоять в истине, благе и красоте»
(14, 333).
Следовательно, лишь высокие идеи, возвышающиеся над обыденностью и прагматическими взглядами на
31

[стр.,32]

действительность, обращающие нас к высшим ценностям, могут называться духовными.
Душа термин, с помощью которого религиозная философия обозначает одну из частей человеческого состава, неким таинственным образом связанную с телом и духом.
С одной стороны, тело человека может вовлечь душу в поиски и удовлетворение своих, телесно-соматических потребностей-удовольствий.

Это рождает дурной произвол души, ее покорность простому биологическому инстинкту.
Тогда «душа, становится служанкой телесных похотей и вступает в борьбу с духом».
О наличии такой борьбы свидетельствуют такие
переживательные состояния души, как: стыд, отвращение, жажда очищения и покаяния, сомнение, горечь утраты «чистоты» помыслов и т.д.
С другой стороны, душа есть способность слышать зов Божий, принимать законы духа.
В этой ориентации на духовность принимают участие все способности души, как высшие мышление и воля, так и низшие чувственное воображение, инстинкт, интуиция, сверхчувственное созерцание.

Душа нужна духу, но «не запутанная, задерганная, во всех порывах своих пресеченная и психически полубольная», а «обращенная, узревшая прекрасность горних «вещей», возжаждавшая их и как бы влюбившаяся в них» ($7, 202).
На основании опыта Святых Отцов Св.
Феофан в строении души человеческой условно выделяе т три части: Мыслительную (воображение, память, образность, рассудочность).
Эта часть души имеет положительные проявления в виде знаний, сформированных мнений, предположений и, наконец, наук, являющихся венцом мыслительной деятельности рассудка.
Отрицательные проявления: блуждание, рассеянность мыслей, празднословие и пустомыслие.
Желательную (ревность жажда дела, потребность, желания, выбор и подбор средств).
Положительные проявления: формирование навыков, правил жизни, нравов, характера, благоразумия когда рассудок нахо32

[стр.,33]

дится на службе у воли и совести.
Отрицательные: непостоянство, беспорядочность, своенравие желаний.
Чувственную (сердце воспринимает состояние не только души, но и тела).
Все человеческие восприятия, вся его жизнедеятельность оседает и ощущается в конечном итоге в сердце духовном центре.
Положительные проявления: духовное чувствование приятного, радостного, чистого.
Отрицательные: скорбь, досада, страх, антипатия.
Дух человеческий термин для обозначения одной из составных частей, особой ипостаси человеческой природы.
В трудах Отцов Восточной Церкви, и также в русской религиозной философии под «духом» понимается высшая способность разумной души, посредством которой человек входит в общение с Богом.
В.Н.
Лосский пишет, что «дух должен был находить себе пишу в Боге, жить Богом; душа должна была питаться духом; тело должно было жить душою, таково было первоначальное устроение бессмертной природы человека.
Отвратившись от Бога, дух вместо того, чтобы давать пищу душе, начинает жить за счет души, питаясь ее сущностью (тем, что мы обычно называем «духовные ценности»); душа в свою очередь начинает жить жизнью тела таково происхождение страстей; и наконец, тело, вынужденное искать себе пищу вовне, в бездушной материи, находит в итоге смерть.
Человеческий состав распадается».
И.А.
Ильин определяет дух, как «самое главное в человеке», как «силу личного самоутверждения в человеке», то верное восприятие своей личности
в ее «предстоянии Богу и в ее достоинстве».
Человек же, не осознавший своего предстояния Богу, своего достоинства, есть бездуховный: он не сможет правильно управлять собой и верно строить свою жизнь.
Дух, по И.А.
Ильину, есть «потребность священного», «дар молитвы», «жилище совести», «главная основа здоровой государственности и великой культуры».
Если главным в понятии духа сделать особый род знания, особый способ существования, которые может дать только он, то тогда основным определением «духовного существа» оказывается личная независимость человека от 33

[Back]