42 Внешняя свобода устраняет насильственное вмешательство других людей в духовную жизнь человека. Внутренняя свобода обращает свои требования не к другим, а к самому себе. Свобода, по существу своему, есть именно духовная свобода. И только духу доступна свобода, так как дух это сила самоопределения к лучшему, он имеет дар усилить себя и преодолеть в себе го, что отвергается. Дух имеет силу и власть создавать формы и 'законы своего бытия, творить себя и способы своей жизни. Процесс добывания своей внутренней свободы может поставить чслове' ка в конфликт с потребностями тела и душевными влечениями. Силы для такой борьбы являются основой духовного характера. Вну тренняя свобода дает человеку не просто бытовую самостоятельность, а его духовное самоопределение, не только внутреннюю автономию человеческого духа, но и внутреннюю власть его над телом и душой. Внутренняя свобода не есть отрицание закона и авторитета, т.е. беззаконие и самомнение, внутренняя свобода это способность духа самостоятельно увидеть верный закон, признать его авторитетную силу и осуществить его в жизни. Свобода царит над произволом. Внешняя свобода есть естественное и необходимое условие для водворения и упрочения внутренней. Акт духовного опыта, духовной любви и веры своеобразно слагается и . вынашивается народами на протяжении столетий. Он созревает преимущественно в бессознательном порядке и при том медленно, передаваясь в процессе воспитания и преемственности от одного поколения к другому. В этом процессе каждое новое поколение получает сначала в детстве воспитательный заряд внутренней свободы, а потом, к зрелому возрасту, все увеличивающуюся от поколения к поколению долю внешней свободы, на которой оно должно довершить свое воспитание самовоспитанием. Духовная свобода совсем не сводится к отрицанию чужой опытности и мудрости, но состоит в том, чтобы внутренне освободить себя для духовной жизни без внешнего насилия, принуждения и запугивания. Вот почему дети не могут быть предоставлены на произвол «внешней» и «отрицательной» свободы, напротив, они должны быть подготовлены и воспитаны к «внутренней» и «положительной» свободе. Свободен не тот человек, который предоставлен сам себе, которому нет ни в чем никаких препятствий, так что он может делать все, что ему придет в голову. Свободен тот, кто приобрел внутреннюю способность созидать свой дух из материала своих страстей и своих талантов, и, значит, прежде всего, |
ния не к другим, а к самому себе. Свобода, но существу своему, есть именно духовная свобода. И только духу доступна свобода, так как дух это сила самоопределения к лучшему, он имеет дар усилить себя и преодолеть в себе то, что отвергается. Дух имеет силу и власть создавать формы и законы своего бытия, творить себя и способы своей жизни. Процесс добывания своей внутренней свободы может поставить человека в конфликт с потребностями тела и душевными влечениями. Силы для такой борьбы являются основой духовного характера. Внутренняя свобода дает человеку не просто бытовую самостоятельность, а его духовное самоопределение, не только внутреннюю автономию человеческого духа, но и внутреннюю власть его над телом и душой. Внутренняя свобода не есть отрицание закона и авторитета, т.е. беззаконие и самомнение, внутренняя свобода это способность духа самостоятельно увидеть верный закон, признать его авторитетную силу и осуществить его в жизни. Свобода царит над произволом. Внешняя свобода есть естественное и необходимое условие для водворения и упрочения внутренней. Акт духовного опыта, духовной любви и веры своеобразно слагается и вынашивается народами на протяжении столетий. Он созревает преимущественно в бессознательном порядке и при том медленно, передаваясь в процессе воспитания и преемства от одного поколения к другому. В этом процессе каждое новое поколение получает сначала в детстве воспитательный заряд внутренней свободы, а потом, к зрелому возрасту, все увеличивающуюся от поколения к поколению долю внешней свободы, на которой оно должно довершить свое воспитание самовоспитанием. Духовная свобода совсем не сводится к отрицанию чужой опытности и мудрости, но состоит в том, чтобы внутренне освободить себя для духовной жизни без внешнего насилия, принуждения и запугивания. Вот почему дети нс могут быть предоставлены на произвол «внешней» и «отрицательной» свободы, напротив, они должны быть подготовлены и воспитаны к «внутренней» и «положительной» свободе. Свободен не тот человек, который предоставлен сам себе, которому нет ни в чем никаких препятствий, так что он может делать все, что ему придет в голову. Свободен тот, кто приобрел внутреннюю способность созидать свой дух из материала своих страстей и своих талантов, и, значит прежде всего, способность владеть собой и вести себя, а затем • и внутреннюю способность жить и творить в сфере духовного опыта, добровольно, искренно и целостно присутствуя в своей любви и в своей вере. Личность действует свободно, но не самостоятельно, так как соотносит свои действия с Божественными законами, направляющими человека к достижению этих совершенств. 11о быть зависимым от законов высшей свободы, законов духовного бытия означает, что и их сопричастник становится носителем этой высшей свободы. Замечательный русский философ И.Л. Ильин по этому поводу писал: «Тело человека несвободно. Оно находится в пространстве и во времени, среди множества других тел и вещей.... Все это делает тело человека несвободным в движении, смертным... всегда подчиненным всем законам и причинам вещественной природы.... Он может не знать о них или забыть об их действии, но освободиться от них он не может. Несвободна и душа человека. Прежде всего, она связана таинственным образом с телом и обусловлена его здоровой жизнью. Далее, она связана законами времени и последовательности... Она связана своим внутренним устройством, которого она сама не создаст и нарушить не может: законами сознания и бессознательного, силою инстинкта и влечений, законами мышления, воображения, чувства и воли... Душа не творит сама этих законов, а подчиняется им и не может изменять их по произволению». (57,95) Итак, воспитание детей в духе любви и веры побуждает их к истинной, внутренней свободе, делает их самостоятельными и свободными людьми, закладывает в них первый священный камень их будущего духовного характера. 36 |