Проверяемый текст
Пархоменко, Наталья Александровна. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры (Диссертация 2002)
[стр. 43]

43 способность владеть собой и вести себя, а затем и внутреннюю способность жить и творить в сфере духовного опыта, добровольно, искренно и целостно присутствуя в своей любви и в своей вере.
Личность действует свободно, но не самостоятельно, так как соотносит свои действия с Божественными законами, направляющими человека к достижению этих совершенств.

Но быть зависимым от законов высшей свободы, законов духовного бытия означает, что и их сопричастник становится носителем этой высшей свободы.
Замечательный русский философ И.Л.
Ильин по этому поводу писал: «Тело человека несвободно.
Оно находится в пространстве и во времени, среди множества других тел и вещей....Все это делает тело человека несвободным в движении, смертным...
всегда подчиненным всем законам и причинам вещественной природы....
Он может не знать о них или забыть об их действии, но освободиться от них он не может.
Несвободна и душа человека.
Прежде всего, она связана таинственным 'образом с телом и обусловлена его здоровой жизнью.
Далее, она связана законами времени и последовательности.
Она связана своим внутренним устройством, которого она сама не создаст и нарушить не может: законами сознания и бессознательного, силою инстинкта и влечений, законами мышления, воображения, чувства и воли...
Душа не творит сама этих законов, а подчиня.
ется им и не может изменять их по произволению».

Итак, воспитание детей в духе любви и веры побуждает их к истинной, внутренней свободе, делает их самостоятельными и свободными людьми, закладывает в них первый священный камень их будущего духовного характера.

Человечество живет по нравственным законам, под которыми подразумевается присущее человеку свойство различения добра и зла, голос совести, внутреннее требование правды, выражающееся в основном принципе: не делай другому того, чего не желаешь себе.
Беда современного человека состоит в том, что он разучился переживать совестный акт, он научился «относиться критически» к совести и ограждать себя от нее.
Совесть
чаще всего высмеивается современным человеком, он считает, что она удел людей сентиментальных и глупых, не приспособленных к реальной жизни, а им, умным, нс до того.
Совесть нужна каждому человеку в ежедневных делах и обыденных отношениях, так как она проверяет на доброкачественность и жизненную прочность.

Совесть есть живая и цельная воля к совершенному, там, где отмирает эта воля, качественность становится безразличной, все начинает делаться «недобросовестно» от научного исследования до уборки улицы.
[стр. 36]

Вот почему дети нс могут быть предоставлены на произвол «внешней» и «отрицательной» свободы, напротив, они должны быть подготовлены и воспитаны к «внутренней» и «положительной» свободе.
Свободен не тот человек, который предоставлен сам себе, которому нет ни в чем никаких препятствий, так что он может делать все, что ему придет в голову.
Свободен тот, кто приобрел внутреннюю способность созидать свой дух из материала своих страстей и своих талантов, и, значит прежде всего, способность владеть собой и вести себя, а затем • и внутреннюю способность жить и творить в сфере духовного опыта, добровольно, искренно и целостно присутствуя в своей любви и в своей вере.
Личность действует свободно, но не самостоятельно, так как соотносит свои действия с Божественными законами, направляющими человека к достижению этих совершенств.

11о быть зависимым от законов высшей свободы, законов духовного бытия означает, что и их сопричастник становится носителем этой высшей свободы.
Замечательный русский философ И.Л.
Ильин по этому поводу писал: «Тело человека несвободно.
Оно находится в пространстве и во времени, среди множества других тел и вещей....
Все это делает тело человека несвободным в движении, смертным...
всегда подчиненным всем законам и причинам вещественной природы....
Он может не знать о них или забыть об их действии, но освободиться от них он не может.
Несвободна и душа человека.
Прежде всего, она связана таинственным образом с телом и обусловлена его здоровой жизнью.
Далее, она связана законами времени и последовательности...
Она связана своим внутренним устройством, которого она сама не создаст и нарушить не может: законами сознания и бессознательного, силою инстинкта и влечений, законами мышления, воображения, чувства и воли...
Душа не творит сама этих законов, а подчиняется им и не может изменять их по произволению».

(57,95) Итак, воспитание детей в духе любви и веры побуждает их к истинной, внутренней свободе, делает их самостоятельными и свободными людьми, закладывает в них первый священный камень их будущего духовного характера.
36

[стр.,37]

Человечество живёт по нравственным законам, под которыми подразумевается присущее человеку свойство различения добра и зла, голос совести, внутреннее требование правды, выражающееся в основном принципе: не делай другому того, чего не желаешь себе.
Нравственный закон в человеке, по библейскому учению, есть результат Образа Божия, действующего в человеке.
Идеальная норма бытия дана во Христе.
Нравственный закон оказывается лишь одним из выражений той полноты духовных даров, которыми изначала наделен человек.
Радикальное повреждение образа Божия не дает видеть все духовно-нравственное величие, которое скрыто в человеке.
В.Д.
Кудрявцев пишет: « Истинный источник закона нравственного так же, как и источник законов нашей природы, вне нас, в той высочайшей природе, которой мы обязаны своим существованием в Боге.
О независимом происхождении от человека нравственного закона, говорит как психологический опыт, указывающий на существование в нас этого закона прежде и независимо от каких-либо определений нашего разума и воли, вызвавших его появление, так и идеальный характер этого закона, необъяснимый из данного состояния человеческой природы».
Совесть есть сама жизнь и дух, и любовь, и искренность: сила страшная, чистая, божественная.
Беда современною человека состоит в том, что он разучился переживать совестный акт, он научился «относиться критически» к совести и ограждать себя от нее.
Совесть
чаше всего высмеивается современным человеком, он считает, что она удел людей сентиментальных и глупых, не приспособленных к реальной жизни, а им, умным, нс до того.
Совесть нужна каждому человеку в ежедневных делах и обыденных отношениях, так как она проверяет на доброкачественность и жизненную прочность.

37

[стр.,38]

Совесть есть живая и цельная воля к совершенному, там, где отмирает эта воля, качественность становится безразличной, все начинает делаться «недобросовестно» от научного исследования до уборки улицы.
Совесть есть основной источник чувства ответственности и там, где оно угасает, появляется всеобщее безразличие к результату труда.
Совесть есть основной акт внутреннего самоосвобождения, и, если она исчезает из жизни, внешняя свобода теряет свой смысл, а политическая извращается, теряется доступ к свободной лояльности, и у человека остается две возможности: или повиноваться закону из корысти и страха или не повиноваться, изощряясь в безнаказанном правонарушении.
Совесть есть живой и могущественный источник справедливости, и там, где она уходит, человек теряет вкус справедливости.
Где личные интересы сталкиваются с интересом дела, службы, совесть является главною силою, побуждающей человека к предметному поведению; поэтому там, где совесть вытравляется из жизни, ослабевает чувство долга, расшатывается дисциплина, гаснет чувство верности, исчезает из жизни начало служения, повсюду воцаряются продажность, взяточничество, измена.
Когда современный человек говорит о совести, то имеет в виду «укоры совести», которые проявляются после совершения дурного поступка.
Это неодобрение выражается иногда в недовольстве собою, а иногда обостряется до невыносимого отвращения к поступку и к себе.
Так начинается внутренний разлад, наполняющий душу унынием, он раскалывает душу, делает ее слабой, мешает жить и радоваться.
Такое состояние человек старается задушить в себе.
И каждый намек на совесть встречается с иронией или издевательством, причем отвращение к совести переносится на идею добра, добродетели.
Душа становится черствой, холодной.
Но если человеку не удалось вытеснить совесть, то весь внутренний мир его остается расколотым и ослабленным.
Душа жаждет равновесия и спокойствия.
Хорошо, если такой человек научится верно разуметь заповедь Христа: «не судите, да не судимы будете».
38

[Back]