Проверяемый текст
Пархоменко, Наталья Александровна. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры (Диссертация 2002)
[стр. 44]

44 Совесть есть основной источник чувства ответственности и там, где оно угасает, появляется всеобщее безразличие к результату труда.
Совесть есть основной акт внутреннего самоосвобождения, и, если она исчезает из жизни, внешняя свобода теряет свой смысл, а политическая извращается, теряется доступ к свободной лояльности, и у человека остается две возможности: или повиноваться закону из корысти и страха или не повиноваться, изощряясь в безнаказанном правонарушении.
Совесть есть живой и могущественный источник справедливости, и там, где она уходит, человек теряет вкус справедливости.
Где личные интересы сталкиваются с интересом дела, службы, совесть является главною силою, побуждающей человека к предметному поведению; поэтому там, где совесть вытравляется из жизни, ослабевает чувство долга, расшатывается дисциплина, гаснет чувство верности, исчезает из жизни начало служения, повсюду воцаряются продажность, взяточничество, измена.
Когда современный человек говорит о совес ти, то имеет в виду «укоры совести», которые проявляются после совершения дурного поступка.
Это неодобрение выражается иногда в недовольстве собою, а иногда обостряется до невыносимого отвращения к поступку и к себе.
Так начинается внутренний разлад, наполняющий душу унынием, он раскалывает душу, делает ее слабой, мешает жить и радоваться.
Такое состояние человек старается задушить в себе.
И каждый намек на
совесть встречается с иронией или издевательством, причем отвращение к совести переносится на идею добра, добродетели.
Душа становится черствой, холодной.
Но если человеку не удалось вытеснить совесть, то весь внутренний мир его остается расколотым и ослабленным.

Совесть, в отличие от формального закона, имеет в виду не общее всем людям, а индивидуальное состояние одного человека, она не уравнивает людей, а зовет каждого отдельно к осуществлению всего добра, которое ему доступно, и всей справедливости, которая причитается от него другим людям.
С замечательным призывом обратился к общественности Д.С.
Лихачев: написать историю Совести.
Раньше такие призывы были излишни.
Карамзин, Соловьев, Ключевский и другие русские историки не могли и не умели писать бессовестно, И в народное сознание события и люди входили как этические образы: Ярослав Мудрый, Иван Грозный...
В методологии истории ясно утверждалось, как это мы, например, читаем у А.Л.
Шлецера, что история человечества, обращенная к гражданам мира, «имеет нравственную пользу и очевидное влияние на психологию, политику, физику и другие науки, коим служит она основанием».
.
.
[стр. 38]

Совесть есть живая и цельная воля к совершенному, там, где отмирает эта воля, качественность становится безразличной, все начинает делаться «недобросовестно» от научного исследования до уборки улицы.
Совесть есть основной источник чувства ответственности и там, где оно угасает, появляется всеобщее безразличие к результату труда.
Совесть есть основной акт внутреннего самоосвобождения, и, если она исчезает из жизни, внешняя свобода теряет свой смысл, а политическая извращается, теряется доступ к свободной лояльности, и у человека остается две возможности: или повиноваться закону из корысти и страха или не повиноваться, изощряясь в безнаказанном правонарушении.
Совесть есть живой и могущественный источник справедливости, и там, где она уходит, человек теряет вкус справедливости.
Где личные интересы сталкиваются с интересом дела, службы, совесть является главною силою, побуждающей человека к предметному поведению; поэтому там, где совесть вытравляется из жизни, ослабевает чувство долга, расшатывается дисциплина, гаснет чувство верности, исчезает из жизни начало служения, повсюду воцаряются продажность, взяточничество, измена.
Когда современный человек говорит о совести, то имеет в виду «укоры совести», которые проявляются после совершения дурного поступка.
Это неодобрение выражается иногда в недовольстве собою, а иногда обостряется до невыносимого отвращения к поступку и к себе.
Так начинается внутренний разлад, наполняющий душу унынием, он раскалывает душу, делает ее слабой, мешает жить и радоваться.
Такое состояние человек старается задушить в себе.
И каждый намек на
совесть встречается с иронией или издевательством, причем отвращение к совести переносится на идею добра, добродетели.
Душа становится черствой, холодной.
Но если человеку не удалось вытеснить совесть, то весь внутренний мир его остается расколотым и ослабленным.

Душа жаждет равновесия и спокойствия.
Хорошо, если такой человек научится верно разуметь заповедь Христа: «не судите, да не судимы будете».
38

[стр.,39]

Совесть, в отличие от формальною закона, имеет в виду не общее всем людям, а индивидуальное состояние одного человека, она не уравнивает людей, а зовет каждого отдельно к осуществлению всего добра, которое ему доступно, и всей справедливости, которая причитается от него другим людям.
С замечательным призывом обратился к общественности Д.С.
Лихачев: написать историю Совести.
Раньше такие призывы были излишни.
Карамзин, Соловьев, Ключевский и другие русские историки не могли и не умели писать бессовестно.
И в народное сознание события и люди входили как этические образы: Ярослав Мудрый, Иван Грозный...
В методологии истории ясно утверждалось.
как это мы, например, читаем у А.Л.
Шлецера, что история человечества, обращенная к гражданам мира, «имеет нравственную пользу и очевидное влияние на психологию, политику, физику и другие науки, коим служит она основанием»
(148, 30).
Человеческая душа пронизана межчеловеческими связями, общими ценностями жизни.
«Эти ценности, отмечает Э.
Шпрангер.
возникшие в исторической жизни, которые по своему смыслу и значению выходят за пределы индивидуальной жизни, мы называем духом, духовной жизнью или объективной культурой».
(149, 295) Уже с древнейших времен люди пытались найти наиболее общие нравственные основания для поведения, привести их в систему писанных моральных норм.
И хронологически речь сначала шла именно об общечеловеческих ценностях, которые не связывались с конкретным историческим периодом, конкретной культурой.
В современном понимании ценности воспитания представляют собой «...человеческие мысли, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни, межпоколенного взаимодействия в воспитательных отношениях, в педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения» (29,30).
В соответствии с этим современная воспитательная стратегия должна строиться 39

[Back]