45 Человеческая душа пронизана межчеловеческими связями, общими ценностями жизни, «Эти ценности, отмечает Э. Шпрангер, возникшие в исторической жизни, которые по своему смыслу и значению выходят за пределы индивидуальной жизни, мы называем духом, духовной жизнью или объективной культурой». Уже с древнейших времен люди пытались найти наиболее общие нравственные, основания для поведения, привести их в систему писанных моральных норм, И хронологически речь сначала шла именно об общечеловеческих ценностях, которые не связывались с конкретным историческим периодом, конкретной культурой. В современном понимании ценности воспитания представляют собой «...человеческие мысли, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни, взаимодействия между поколениями в воспитательных отношениях, в педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения». В соответствии с этим современная воспитательная стратегия должна строиться на формировании и развитии у молодежи, прежде всего, духовно-нравственных ценностей, гуманизма, свободы, демократии, трудолюбия, справедливости, гражданственности и патриотизма. С.Б. Перевезенцев выстраивает ценностные идеалы человека в три своеобразных ряда: «В первый входят идеалы, связанные с личной жизнью, семья, дом, счастье, благополучие... Второй составляют идеалы общественные нация, государство, определённый социальный строй. И, в-третыгх, идеалы, которые принято называть высшими. Человеческое сознание связывает их и конкретизирует в ряд понятий нравственного характера, которые символизируют собой духовное совершенство каждого индивида, народа, человеческого общества в целом. Образно эти понятия можно назвать Добро, Красота, Любовь. Проникновение в российское сознание западных идей Свободы, Равенства, Братства сопровождалось собственным их осмыслением. «В России искали не добро Свободы, а свободу Добра, не красоту Равенства, а равенство Красоты, не любовь к братству, а братскую Любовь». В этом выражалось русское понимание цели существования человека на Земле». Итак, в отечественной нравственно-религиозной философии (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, П.А. Флоренский, Н.А, Лосский, В.С. Соловьёв и др.) духовность относится к родовым определениям человеческого способа |
Совесть, в отличие от формальною закона, имеет в виду не общее всем людям, а индивидуальное состояние одного человека, она не уравнивает людей, а зовет каждого отдельно к осуществлению всего добра, которое ему доступно, и всей справедливости, которая причитается от него другим людям. С замечательным призывом обратился к общественности Д.С. Лихачев: написать историю Совести. Раньше такие призывы были излишни. Карамзин, Соловьев, Ключевский и другие русские историки не могли и не умели писать бессовестно. И в народное сознание события и люди входили как этические образы: Ярослав Мудрый, Иван Грозный... В методологии истории ясно утверждалось. как это мы, например, читаем у А.Л. Шлецера, что история человечества, обращенная к гражданам мира, «имеет нравственную пользу и очевидное влияние на психологию, политику, физику и другие науки, коим служит она основанием» (148, 30). Человеческая душа пронизана межчеловеческими связями, общими ценностями жизни. «Эти ценности, отмечает Э. Шпрангер. возникшие в исторической жизни, которые по своему смыслу и значению выходят за пределы индивидуальной жизни, мы называем духом, духовной жизнью или объективной культурой». (149, 295) Уже с древнейших времен люди пытались найти наиболее общие нравственные основания для поведения, привести их в систему писанных моральных норм. И хронологически речь сначала шла именно об общечеловеческих ценностях, которые не связывались с конкретным историческим периодом, конкретной культурой. В современном понимании ценности воспитания представляют собой «...человеческие мысли, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни, межпоколенного взаимодействия в воспитательных отношениях, в педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения» (29,30). В соответствии с этим современная воспитательная стратегия должна строиться 39 на формировании и развитии у молодёжи, прежде всего, духовнонравственных ценностей, гуманизма, свободы, демократии, трудолюбия, справедливости, гражданственности и патриотизма. Е.П. Белозерцев выстраивает ценностные идеалы человека в три своеобразных ряда: «В первый входят идеалы, связанные с личной жизнью, семья, дом, счастье, благополучие... Второй составляют идеалы общественные нация, государство, определённый социальный строй. И, в-третьих, идеалы, которые принято называть высшими. Человеческое сознание связывает их происхождение с Божественной силой, что конкретизируется в ряд понятий нравственного характера, которые символизируют собой духовное совершенство каждого индивида, народа, человеческого общества в целом. Образно эти понятия можно назвать Добро, Красота, Любовь. Проникновение в российское сознание западных идей Свободы, Равенства, Братства сопровождалось собственным их осмыслением. «В России искали не добро Свободы, а свободу Добра, не красоту Равенства, а равенство Красоты, не любовь к братству, а братскую Любовь» (С.Б. 11еревезенцев) В этом выражалось русское понимание цели существования человека па Земле». (16,198) Итак, в отечественной нравственно-религиозной философии (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, П.А. Флоренский, Н.А. Лосский. В.С. Соловьёв и др.) духовность относится к родовым определениям человеческого способа жизни. Как способ и образ бытия духовность открывает человеку доступ к любви, совести, чувству долга, праву и правосознанию, к очевидности и науке, к молитве и религии. Духовное бытие означает освобождение человека от чужой и своей «собственной самости». Духовность есть «сила самоопределения к лучшему». (И.А. Ильин) Духовная жизнь человека «раскрывается по ступеням и разнокачественно, в неё входит вся познавательная, нравственная, художественная жизнь человека, входит общение в любви» (Н.А. Бердяев). Основываясь на позициях отечественной нравственной философии, мы рассматриваем духовность как качество сознания и поведения человека, ха40 |