46 жизни. Как способ и образ бытия духовность открывает человеку доступ к любви, совести, чувству долга, праву и правосознанию, к очевидности и науке, к молитве и религии. Духовное бытие означает освобождение человека от чужой и своей «собственной самости». Духовность есть «сила самоопределения к лучшему». (И.Л. Ильин) Духовная жизнь человека «раскрывается по ступеням и разнокачественно, в нее входит вся познавательная, / нравственная, художественная жизнь человека, входит общение в любви» (Н. А. Бердяев). Основываясь на позициях отечественной нравственной философии, мы рассматриваем духовность как качество сознания и поведения человека, характеризующееся целостной совокупностью интеллектуальных, эмоциональных, нравственных, эстетических ценностей и установок, реализующихся в способности к преобразованию и самоопределению себя к лучшему, к культуре. Нравственность есть одно из измерений духовности. Воспитание это процесс формирования развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. Проблема воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится целую жизнь. Даже при четкой организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для процесса воспитания характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Воспитательному процессу присуши значительная неоднозначность и неопределенность результатов: в одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться. Это обусловлено большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Проблема духовно-нравственного воспитания остается одной из актуальных и малоразрешенных на уровне целей, принципов и технологий. Принципиальный подход к определению сущности духовно-нравственного воспитания содержится в работах К.Д. Ушинского, В.В. Зеньковского, представителей православной и нравственной психологии Б.В. Ничипорова, Б.С. Братуся, В.И. Слободчикова и др. Формула нравственного воспитания, согласно мнению К. Д. Ушинского, «не делай другим того, чего не хочешь, чтобы другие делали тебе».Духовно |
на формировании и развитии у молодёжи, прежде всего, духовнонравственных ценностей, гуманизма, свободы, демократии, трудолюбия, справедливости, гражданственности и патриотизма. Е.П. Белозерцев выстраивает ценностные идеалы человека в три своеобразных ряда: «В первый входят идеалы, связанные с личной жизнью, семья, дом, счастье, благополучие... Второй составляют идеалы общественные нация, государство, определённый социальный строй. И, в-третьих, идеалы, которые принято называть высшими. Человеческое сознание связывает их происхождение с Божественной силой, что конкретизируется в ряд понятий нравственного характера, которые символизируют собой духовное совершенство каждого индивида, народа, человеческого общества в целом. Образно эти понятия можно назвать Добро, Красота, Любовь. Проникновение в российское сознание западных идей Свободы, Равенства, Братства сопровождалось собственным их осмыслением. «В России искали не добро Свободы, а свободу Добра, не красоту Равенства, а равенство Красоты, не любовь к братству, а братскую Любовь» (С.Б. 11еревезенцев) В этом выражалось русское понимание цели существования человека па Земле». (16,198) Итак, в отечественной нравственно-религиозной философии (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, П.А. Флоренский, Н.А. Лосский. В.С. Соловьёв и др.) духовность относится к родовым определениям человеческого способа жизни. Как способ и образ бытия духовность открывает человеку доступ к любви, совести, чувству долга, праву и правосознанию, к очевидности и науке, к молитве и религии. Духовное бытие означает освобождение человека от чужой и своей «собственной самости». Духовность есть «сила самоопределения к лучшему». (И.А. Ильин) Духовная жизнь человека «раскрывается по ступеням и разнокачественно, в неё входит вся познавательная, нравственная, художественная жизнь человека, входит общение в любви» (Н.А. Бердяев). Основываясь на позициях отечественной нравственной философии, мы рассматриваем духовность как качество сознания и поведения человека, ха40 РО'ч;*"«;яля ^ Г0( У -ЧЛГ-5ЛЯ БЬйЛп01Ы&А растеризующееся целостной совокупностью интеллектуальных, эмоциональных, нравственных, эстетических ценностей и установок, реализующихся в способности к преобразованию и самоопределению себя к лучшему, к культуре. Нравственность есть одно из измерений духовности. Воспитание это процесс формирования развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. Проблема воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути он длится целую жизнь. Даже при четкой организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для процесса воспитания характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Воспитательному процессу присущи значительная неоднозначность и неопределенность результатов в одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться. Это обусловлено большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Проблема духовно-нравственного воспитания остаётся одной из актуальных и малоразрешенных на уровне целей, принципов и технологий. Опыт православной педагогики и психологии нам представляется актуальным для современной школы. Принципиальный подход к определению сущности духовно-нравственного воспитания содержится в работах К.Д. Ушинского, В.В. Зеньковского, представителей православной и нравственной психологии Б.В. Ничипорова, Б.С. Братуся, В.И. Слободчикова и др. Формула нравственного воспитания, согласно К.Д. Ушинского, «не делай другим того, чего не хочешь, чтобы другие делали тебе». Духовно-нравственное воспитание процесс формирования и развития личности, направленный на принятие ею высших ценностей (человек. 41 зывчивость, вежливость и другие. С отношением к самому себе связаны такие нравственные понятия, как самоуважение, скромность, достоинство, сдержанность, неприхотливость и др. Именно такие общечеловеческие ценности вписываются в систему наших национальных ценностей. Ведь только воспитание, соответствую!нее природе того или иного народа, является жизненным, потому что, как писал гениальный русский педагог К.Д. Ушинский, «только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития». Таким образом в основу духовно-нравственного воспитания мы должны положить систему национальных и общечеловеческих ценностей. Ценности возможны, если основы бытия духовны. Чтобы ценность формировалась, должен быть духовный потенциал жизни. Духовность мы рассматриваем как качество сознания и поведения человека, характеризующееся целостной совокупностью интеллектуальных, эмоциональных, нравственных, эстетических ценностей и установок, реализующихся в способности к преобразованию и самоопределению себя к лучшему, к культуре. Нравственность есть одно из измерений духовности. 1.3. Особенности русской народной культуры как педагогического явления Русский народ копил национальный опыт, сохраняя и передавая из поколения в поколение духовно-нравственные устои и традиции воспитания. Так постепенно создавался золотой фонд русской народной педагогической культуры. Глубинное изучение и использование этого уникального, отшлифованного и проверенного веками опыта могут значительно повысить уровень пси44 |