Проверяемый текст
Пархоменко, Наталья Александровна. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры (Диссертация 2002)
[стр. 47]

47 нравственное воспитание процесс формирования и развития личности, направленный на принятие ею высших ценностей (человек, тайна личности, слово, любовь, семья.
Родина, труд, мир, свобода, совесть, жизнь, творчество, вера) и внутреннее их переживание как своих собственных.

Анализ теории и практического опыта показывает, что на современном этапе развития российской школы, который характеризуется различными кризисными явлениями, необходимо ввести в парадигму духовнонравственного воспитания понятие этического иммунитета, интегрального качества личности, обеспечивающего ее устойчивость перед безнравственными явлениями в микро и макросреде, адекватность ее реакции на быстро изменяющуюся социальную ситуацию в обществе, мобилизационность ее духовных ресурсов для преодоления как материальных, так и мировоззренческих соблазнов, ведущих к негативной нравственной направленности.
Выработка этического иммунитета невозможна без когнитивной основы, когда преподаватель духовный наставник помогает воспитаннику накопить, освоить определенную сумму знаний, включающую понятия о вечных, непреходящих нравственных ценностях, об этических нормах, а также знание того аморального, о чем он может встретиться в жизни.
На когнитивной основе через аспект духовнонравственной деятельности, формирующей Я концепцию личности, и вырабатывается этический иммунитет.
Приложение №1 Модель выработки этического иммунитета Вопрос о духовно-нравственном воспитании это вопрос не только о средствах и методах воспитания, но и вопрос о ценностях, нормах и правилах, которые человек воспринял и которыми руководствуется в жизни.
Процесс духовно-нравственного воспитания процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса,
кроме того, сложность определяется еще и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив.
Назначение духовно-нравственного воспитания правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных
ориентации воспитанника.
Выделим основные этапы духовнонравственного воспитания.
[стр. 42]

тайна личности, слово, любовь, семья, Родина, труд, мир, свобода, совесть, жизнь, творчество, вера) и внутреннее их переживание как своих собственных.
Вопрос о духовно-нравственном воспитании это вопрос не только о средствах и методах воспитания, но и вопрос о ценностях, нормах и правилах, которые человек воспринял и которыми руководствуется в жизни.
Процесс духовно-нравственного воспитания процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса,
коме того сложность определяется прежде всего и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив.
Назначение духовно-нравственного воспитания правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных
ориентаций воспитанника.
Выделим основные этапы духовнонравственного воспитания.

Первый этап осознание воспитанниками требуемых нравственных норм и правил поведения.
Вез этого формирование заданного типа поведения не может быть успешным.
Второй этап знания должны перейти в убеждения.
Воспитаннику необходимо глубоко осознать именно такой, а не другой тип поведения.
Убеждения это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством к жизни.
Воспитание чувств это третий непременный и очень важный компонент духовно-нравственного воспитания.
Вез человеческих эмоций нет и не может быть человеческого искания истины.
Главный этап воспитательного процесса деятельность, которая характеризуется устойчивостью духовно-нравственных поступков.
Именно поступок, его анализ позволяют понять как характер духовно-нравственного проявления личности, так и сущность педагогического воздействия по её моральному формированию.
Говоря о поступке, обычно имеют в виду то или иное действие.
Но само по себе действие как внешнее проявление человека не является 42

[стр.,66]

Во второй половине XIX в.
произошло резкое разделение педагогического движения по отношению к православию вообще и духовнонравственному воспитанию в частности.
Многие великие деятели того времени (К.Д.
Ушинский, Ф.М.
Достоевский, К.П.
Победоносцев, С.Л.
Рачинский, С.И.
Миропольский и др.) доказывали необходимость духовно-нравственного воспитания школьников.
В 30-е годы XX в.
начинается возвращение к фундаментальным ценностям русской народной культуры.
Особенно интенсивно это происходило в годы Великой Отечественной войны, что, безусловно, помогло в победе и в послевоенном восстановлении народного хозяйства.
Последующие после смерти И.В.
Сталина перемены значительно сузили поле использования национальной культуры, а в 90-е годы её применение было вытеснено на нереферию учебно-воспитательного процесса, что привело к самым негативным последствиям для всего воспитания и образования.
В начале XXI в.
происходит возрождение национального воспитания, ориентация и построение его на основе традиционных духовнонравственных и культурных ценностей.
2.
Духовность качество сознания и поведения человека, характеризующийся целостной совокупностью интеллектуальных, эмоциональных, нравственных, эстетических ценностей и установок, реализующихся в способности к преобразованию и самоопределению себя к лучшему, к культуре.
Нравственность есть одно из качеств духовности.
Духовно-нравственное воспитание процесс формирования и развития личности, направленный на принятие ею высших ценностей (человек, тайна личности, слово, любовь, семья, Родина, труд, мир, свобода, совесть.
жизнь, творчество, вера) и внутреннее их переживание как своих собственных.

66

[стр.,67]

Вопрос о духовно-нравственном воспитании это вопрос не только о средствах и методах воспитания, но и вопрос о ценностях, нормах и правилах, которые человек воспринял и которыми руководствуется в жизни.
Назначение духовно-нравственного воспитания правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных
ориентаций воспитанника.
3.
Важнейшей формой существования и проявления культуры выступает народная культура, основывающаяся на исторически обусловленном образе жизни народа, соответствующая духу, сознанию и самосознанию народа.
Важнейшим механизмом, позволяющим сохранить культуру, является традиция.
Традиции народной культуры мы рассматриваем как код, устойчивость в сохранении и развитии культуры, в трансляции культурных образцов поведения, ценное гей, регулирующих отношения между людьми.
Традиция охватывает процесс и способы социального, культурного наследования.
В качестве традиции выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.
Система традиций включает в себя социальный опыт и знания, способы деятельности, формы сознания, особенности мотивационно-ценностного отношения к миру.
Сущностными характеристиками русской народной культуры являются народная вера, язык, литература, отечественная история, народное творчество, проявляющееся в целом наборе его отдельных видов от фольклора до ремесла.
Русской народной культуре свойственны преобладание духовных мотивов жизни над материальными; признание труда главной ценностью жизни; соборность, проявляющаяся в формах организации труда, общественной жизни; совесть; патриотизм, историческая память как способность ощущать своё родство с прошлым и сознание ответственности за будущее.
67

[Back]