Проверяемый текст
Пархоменко, Наталья Александровна. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры (Диссертация 2002)
[стр. 48]

48 Первый этап осознание воспитанниками 'требуемых нравственных норм и правил поведения.
Без этого формирование заданного типа поведения не может быть успешным.
Второй этап знания должны перейти в убеждения.
Воспитаннику необходимо глубоко осознать именно такой, а не другой тип поведения.
Убеждения это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством к жизни.
Воспитание чувств это третий непременный и очень важный компонент духовно-нравственного воспитания.

Без человеческих эмоций нет и не может быть человеческого искания истины.
Главный этап воспитательного процесса деятельность, которая характеризуется устойчивостью духовно-нравственных поступков.
Именно поступок, его анализ позволяют понять как характер духовно-нравственного проявления личности, так и сущность педагогического воздействия по её моральному формированию.
Говоря о поступке, обычно имеют в виду то или иное действие.
Но само по себе действие как внешнее проявление человека не является
поступком.
Поступком оно становится тогда, когда рассматривается в сочетании с теми внутренними побуждениями личности, которые затрагивают интересы других людей!, общества в целом.
Следовательно, нравственным должны быть как сами по себе действия, так и порождающие их мотивы и цели.
Самым важным компонентом духовно-нравственного воспитания является ценностное отношение к другому человеку, и, соответственно, к самому себе.
Этот этап становления личности характеризуется внутренней смысловой устремлённостью человека на достижение результатов, которые принесут благо другим, обществу, человечеству в целом.
По сути, только с
этого момента можно говорить о духовности, нравственности, именно на этом этапе выполняется «золотое правило» нравственности поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой.
По мнению С.Л.
Рубинштейна «...первейшее из первых условий жизни человека это другой человек.
Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни,
ее сердцевину.
«Сердце» человека вес соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего он стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен установить».
[стр. 42]

тайна личности, слово, любовь, семья, Родина, труд, мир, свобода, совесть, жизнь, творчество, вера) и внутреннее их переживание как своих собственных.
Вопрос о духовно-нравственном воспитании это вопрос не только о средствах и методах воспитания, но и вопрос о ценностях, нормах и правилах, которые человек воспринял и которыми руководствуется в жизни.
Процесс духовно-нравственного воспитания процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса, коме того сложность определяется прежде всего и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив.
Назначение духовно-нравственного воспитания правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанника.
Выделим основные этапы духовнонравственного воспитания.
Первый этап осознание воспитанниками требуемых нравственных норм и правил поведения.

Вез этого формирование заданного типа поведения не может быть успешным.
Второй этап знания должны перейти в убеждения.
Воспитаннику необходимо глубоко осознать именно такой, а не другой тип поведения.
Убеждения это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством к жизни.
Воспитание чувств это третий непременный и очень важный компонент духовно-нравственного воспитания.

Вез человеческих эмоций нет и не может быть человеческого искания истины.
Главный этап воспитательного процесса деятельность, которая характеризуется устойчивостью духовно-нравственных поступков.
Именно поступок, его анализ позволяют понять как характер духовно-нравственного проявления личности, так и сущность педагогического воздействия по её моральному формированию.
Говоря о поступке, обычно имеют в виду то или иное действие.
Но само по себе действие как внешнее проявление человека не является
42

[стр.,43]

поступком.
Поступком оно становится тогда, когда рассматривается в сочетании с теми внутренними побуждениями личности, которые затрагивают интересы других людей, общества в целом.
Следовательно, нравственным должны быть как сами по себе действия, так и порождающие их мотивы и цели.
Самым важным компонентом духовно-нравственного воспитания является ценностное отношение к другому человеку, и, соответственно, к самому себе.
Этот этап становления личности характеризуется внутренней смысловой устремлённостью человека на достижение результатов, которые принесут благо другим, обществу, человечеству в целом.
По сути, только с этого момента можно говорить о духовности, нравственности, именно на этом этапе выполняется «золотое правило» нравственности поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой.
По мнению С.Л.
Рубинштейна «...первейшее из первых условий жизни человека это другой человек.
Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни,
её сердцевину.
«Сердце» человека всё соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего он стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен установить».
(110.262) У каждого, отмечает К.Д.
Ушинский, складывается своё понятие о человеке.
и именно оно определяет отношение к другому.
«Для одного человек враг, с которым он везде и всегда должен бороться; для другого предмет эксплуатации; для третьег о приятный собеседник; для четвёртого предмет презрении и т.д.
.
в бесконечных видоизменениях».
(136,422) В основе истинного отношения Ушинский видит признание равенства своей личности с личностью другого.
Это «не мечтательное равенство людей перед сознаньем», не уподобление другого своим особенностям, возможностям, но принятие его как человека, отличног о от нас.
но имеющего с нами «равное право на жизнь».
В межличностных отношениях, составляющих основу человеческой жизни, проявляются такие нравственные черты, как доброта, чуткость, справедливость, благородство, внимательность, гуманность, откровенность, от43

[стр.,111]

определённой группе или нет.
Этот уровень характеризуется внутренней смысловой устремлённостью человека на достижение результатов, которые принесут благо другим, обществу, человечеству в целом.
По сути, только с
третьего уровня можно говорить о нравственности, именно на этом уровне выполняется «золотое правило» нравственности поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой.
Безусловно, людей нельзя расставить на определённые ступени, ведь все предложенные уровни, хотя бы эпизодично, присутствуют в каждом.
Но можно говорить о типичном для каждого человека устремлении.
Используя прослеженную динамику проявления толерантности, а также результаты анализа сочинений на тему «Что для меня значит другой человек», мы делаем вывод, что основная масса детей принадлежит к группоцентрическому уровню.
И лишь малая доля входит в гуманистический уровень (в основном старшеклассники).
Для выявления объективности оценок сформированности духовнонравственных качеств нам представилось важным сравнить, насколько расходятся мнения о духовно-нравственной культуре отдельно взятого школьника в самооценке, оценке членами его коллектива, а также классного руководителя и родителей.
Для этого в «Сводном листе духовно-нравственной культуры» мы зафиксировали самооценку учащегося, выраженную в баллах от 0 до 5, оценку учащегося членами коллектива, оценку родителей о своих детях и оценку руководителя коллектива.
Результаты представлены на примере учащихся десятого класса в таблице 4.
Из представленных результатов наблюдаем, что самооценка учащихся, оценка школьниками, родителями и классным руководителем часто совпадают или расходятся ненамного.
Это подтверждает объективность оценок.
Для выявления уровня сформированности школьного коллектива, удовлетворённости учащихся состоянием и результатами совместной деятельности, уверенности друг в друге мы провели опрос на тему «Чем Вам нравится или не нравится наша школа».
1 1 1

[Back]