49 У каждого, отмечает К.Д, Ушинский, складывается своё понятие о человеке, и именно оно определяет отношение к другому. «Для одного человек враг, с которым он везде и всегда должен бороться; для другого предмет эксплуатации; для третьего — приятный собеседник; для , четвертого предмет презрении и т.д. в бесконечных видоизменениях». В основе истинного отношения Ушинский видит признание равенства своей личности с личностью другого. Это «не мечтательное равенство людей перед сознаньем», не уподобление другого своим особенностям, возможностям, но принятие его как человека, отличного от нас, но имеющего с нами «равное право на жизнь». В межличностных отношениях, составляющих основу человеческой жизни, проявляются такие нравственные черты, как доброта, чуткость, справедливость, благородство, внимательность, гуманность, откровенность, отзывчивость, вежливость к другим. С отношением к самому себе связаны такие нравственные понятия, как самоуважение, скромность, достоинство, сдержанность, неприхотливость и др. Именно такие общечеловеческие ценности вписываются в систему наших национальных ценностей. Ведь только воспитание, соответствующее природе того или иного народа, является жизненным, потому что, как писал гениальный русский педагог К.Д. Ушинский, «только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития». Таким образом, в основу духовно-нравственного воспитания мы должны положить систему национальных и общечеловеческих ценностей. Ценности возможны, если основы бытия духовны. Чтобы ценность формировалась, должен быть духовный потенциал жизни.' Духовность мы рассматриваем как качество сознания и • поведения человека, характеризующееся целостной совокупностью интеллектуальных, эмоциональных, нравственных, эстетических ценностей и установок, реализующихся в способности к преобразованию и самоопределению себя к лучшему, к культуре. Таким образом, нравственность есть одно из измерений духовности. Чрезвычайно важно для понимания механизма духовно-нравственного формирования подрастающего поколения понятие этического мышления, представляющего собой процесс, направленный на овладение человеком нравственными понятиями и позволяющий осознавать и прогнозировать поступки участников этической ситуации. |
РО'ч;*"«;яля ^ Г0( У -ЧЛГ-5ЛЯ БЬйЛп01Ы&А растеризующееся целостной совокупностью интеллектуальных, эмоциональных, нравственных, эстетических ценностей и установок, реализующихся в способности к преобразованию и самоопределению себя к лучшему, к культуре. Нравственность есть одно из измерений духовности. Воспитание это процесс формирования развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. Проблема воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути он длится целую жизнь. Даже при четкой организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для процесса воспитания характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Воспитательному процессу присущи значительная неоднозначность и неопределенность результатов в одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться. Это обусловлено большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Проблема духовно-нравственного воспитания остаётся одной из актуальных и малоразрешенных на уровне целей, принципов и технологий. Опыт православной педагогики и психологии нам представляется актуальным для современной школы. Принципиальный подход к определению сущности духовно-нравственного воспитания содержится в работах К.Д. Ушинского, В.В. Зеньковского, представителей православной и нравственной психологии Б.В. Ничипорова, Б.С. Братуся, В.И. Слободчикова и др. Формула нравственного воспитания, согласно К.Д. Ушинского, «не делай другим того, чего не хочешь, чтобы другие делали тебе». Духовно-нравственное воспитание процесс формирования и развития личности, направленный на принятие ею высших ценностей (человек. 41 поступком. Поступком оно становится тогда, когда рассматривается в сочетании с теми внутренними побуждениями личности, которые затрагивают интересы других людей, общества в целом. Следовательно, нравственным должны быть как сами по себе действия, так и порождающие их мотивы и цели. Самым важным компонентом духовно-нравственного воспитания является ценностное отношение к другому человеку, и, соответственно, к самому себе. Этот этап становления личности характеризуется внутренней смысловой устремлённостью человека на достижение результатов, которые принесут благо другим, обществу, человечеству в целом. По сути, только с этого момента можно говорить о духовности, нравственности, именно на этом этапе выполняется «золотое правило» нравственности поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой. По мнению С.Л. Рубинштейна «...первейшее из первых условий жизни человека это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, её сердцевину. «Сердце» человека всё соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего он стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен установить». (110.262) У каждого, отмечает К.Д. Ушинский, складывается своё понятие о человеке. и именно оно определяет отношение к другому. «Для одного человек враг, с которым он везде и всегда должен бороться; для другого предмет эксплуатации; для третьег о приятный собеседник; для четвёртого предмет презрении и т.д. . в бесконечных видоизменениях». (136,422) В основе истинного отношения Ушинский видит признание равенства своей личности с личностью другого. Это «не мечтательное равенство людей перед сознаньем», не уподобление другого своим особенностям, возможностям, но принятие его как человека, отличног о от нас. но имеющего с нами «равное право на жизнь». В межличностных отношениях, составляющих основу человеческой жизни, проявляются такие нравственные черты, как доброта, чуткость, справедливость, благородство, внимательность, гуманность, откровенность, от43 зывчивость, вежливость и другие. С отношением к самому себе связаны такие нравственные понятия, как самоуважение, скромность, достоинство, сдержанность, неприхотливость и др. Именно такие общечеловеческие ценности вписываются в систему наших национальных ценностей. Ведь только воспитание, соответствую!нее природе того или иного народа, является жизненным, потому что, как писал гениальный русский педагог К.Д. Ушинский, «только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития». Таким образом в основу духовно-нравственного воспитания мы должны положить систему национальных и общечеловеческих ценностей. Ценности возможны, если основы бытия духовны. Чтобы ценность формировалась, должен быть духовный потенциал жизни. Духовность мы рассматриваем как качество сознания и поведения человека, характеризующееся целостной совокупностью интеллектуальных, эмоциональных, нравственных, эстетических ценностей и установок, реализующихся в способности к преобразованию и самоопределению себя к лучшему, к культуре. Нравственность есть одно из измерений духовности. 1.3. Особенности русской народной культуры как педагогического явления Русский народ копил национальный опыт, сохраняя и передавая из поколения в поколение духовно-нравственные устои и традиции воспитания. Так постепенно создавался золотой фонд русской народной педагогической культуры. Глубинное изучение и использование этого уникального, отшлифованного и проверенного веками опыта могут значительно повысить уровень пси44 |