Проверяемый текст
Пархоменко, Наталья Александровна. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры (Диссертация 2002)
[стр. 51]

51 <■ учащиеся могут совершать целостный (гармоничный) тип поступка, при среднем уровне этического мышления у старшеклассника возможна реализация рационального и аффективного типов поступка.
При наличии низкого уровня этического мышления у старшеклассников, скорее всего, вероятен конформистский тип поступка.
Таким образом, реализуя духовно-нравственное воспитание школьников в кружковой работе, следует правильно понимать и учитывать взаимосвязь этического мышления с нравственными поступками.
1.3.
Особенности русского национального духовно-нравственного воспитании как педагогического явления Русский народ копил национальный опыт, сохраняя и передавая из поколения в поколение духовно-нравственные устои и традиции воспитания.
Так постепенно создавался золотой фонд русской народной педагогической культуры.
Глубинное изучение и использование этого уникального, отшлифованного и проверенного веками опыта могут значительно повысить уровень
психолого-исдагогической теории и .
практики, стать неисчерпаемым источником вдохновения, творчества специалистов в области педагогики и психологии.
Как справедливо полагал академик
Д.С.Лихачев, «экологию нельзя ограничить только задачами сохранения природной биологической среды.
Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой её предков и им самим...
Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности».

В кризисном социуме, когда экономическое и социально-политическое бытие полно трудностей и противоречий, именно культура является достойным способом выживания человека.
В культуре, как в религиозной, так и в светской, обретаются вера, надежда и мудрость терпения, любовь и взаимная поддержка людей в трудные времена.
В научной литературе
существуют различные определения понятия «культура».
Одно из них это «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей между собой, к самим себе, к природе».
[стр. 44]

зывчивость, вежливость и другие.
С отношением к самому себе связаны такие нравственные понятия, как самоуважение, скромность, достоинство, сдержанность, неприхотливость и др.
Именно такие общечеловеческие ценности вписываются в систему наших национальных ценностей.
Ведь только воспитание, соответствую!нее природе того или иного народа, является жизненным, потому что, как писал гениальный русский педагог К.Д.
Ушинский, «только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития».
Таким образом в основу духовно-нравственного воспитания мы должны положить систему национальных и общечеловеческих ценностей.
Ценности возможны, если основы бытия духовны.
Чтобы ценность формировалась, должен быть духовный потенциал жизни.
Духовность мы рассматриваем как качество сознания и поведения человека, характеризующееся целостной совокупностью интеллектуальных, эмоциональных, нравственных, эстетических ценностей и установок, реализующихся в способности к преобразованию и самоопределению себя к лучшему, к культуре.
Нравственность есть одно из измерений духовности.
1.3.
Особенности русской народной культуры как педагогического явления Русский народ копил национальный опыт, сохраняя и передавая из поколения в поколение духовно-нравственные устои и традиции воспитания.
Так постепенно создавался золотой фонд русской народной педагогической культуры.
Глубинное изучение и использование этого уникального, отшлифованного и проверенного веками опыта могут значительно повысить уровень
пси44

[стр.,45]

холого-педагогической теории и практики, стать неисчерпаемым источником вдохновения, творчества специалистов в области педагогики и психологии.
Как справедливо полагал академик
Д.С.Лихачёв, «экологию нельзя ограничить только задачами сохранения природной биологической среды.
Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой её предков и им самим...
Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности»
(74, 54).
В кризисном социуме, когда экономическое и социально-политическое бытие полно трудностей и противоречий, именно культура является достойным способом выживания человека.
В культуре, как в религиозной, так и в светской, обретаются вера, надежда и мудрость терпения, любовь и взаимная поддержка людей в трудные времена.
В научной литературе
существую! различные определения понятия «культура».
Одно из них это «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей между собой, к самим себе, к природе»
(141, 293).
Философская и культурологическая мысль не разделяет понятия культуры и духовности.
Культура выступает как образ, в котором символически выражена духовная жизнь человека.
Наиболее конструктивным в контексте нашего исследования является аксиологический подход в понимании культуры.
«Поле» культуры это ценностно-смысловой универсум, в котором человек делает собственное существование человеческим бытием (М.К.
Мамардашвили).
Культура в таком понимании не просто совокупность ценностей, которые должны быть освоены или осознаны, но это способность и усилие «быть человеком».
Культура это стиль жизни человека, сознательное творчество самой этой культуры, которое определяется ростом человеческого «Я».
45

[Back]