Проверяемый текст
Пархоменко, Наталья Александровна. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры (Диссертация 2002)
[стр. 52]

Философская и культурологическая мысль не разделяет понятия культуры и духовности.
Культура выступает как образ, в котором символически выражена духовная жизнь человека.
Наиболее конструктивным в контексте нашего исследования является аксиологический подход в понимании культуры.
«Поле» культуры это ценностно-смысловой универсум, в котором человек делает собственное существование человеческим бытием (М.К.
Мамардашвили).
Культура в таком понимании не просто совокупность ценностей, которые должны быть освоены или осознаны, но это способность и усилие «быть человеком».
Культура это стиль жизни человека, сознательное творчество самой этой культуры, которое определяется ростом человеческого «Я».

Важнейшей формой существования и проявления культуры выступает народная культура,
основывающаяся на исторически обусловленном образе жизни народа, соответствующая духу, сознанию и самосознанию народа.
Народная культура включает в себя основные константы, определяющие народ как целостный организм: язык,
традиции, образ жизни, бытовая* культура, устное народное творчество, историю, веру, ценности.
Категория ценности рассматривается нами ключевой в содержании народной культуры.
Решение поставленных в исследовании задач потребовало рассмотрения понятия «ценность».
В качестве исходной мы приняли концепцию отечественного философа
Н.
А.
Лосского.
Согласно Лосскому, духовные ценности выступают основанием культуры.
Ценности возможны, если основа бытия духовна.
Чтобы ценность формировалась, должен быть духовный потенциал жизни.
Ценность единство должного и значимого, сущего и идеала.
Ценность не просто необходимая и должная, но и желаемая* цель, которая выступает регулятором человеческих отношений.
Ценностные отношения это внутренние и ненасильственные отношения, они.
связаны с добровольным и свободным выбором.
Только та деятельность порождает культуру, которая связана с поиском смыслов, извлечением* смысла из окружающего, творчеством.
Ряд учёных (К.

Леви-Стросс, Т.А.
Пигилова, В.В.
Познанский и др.) определяют традиционную народную культуру как особую часть национальной культуры, основывающейся на исторически обусловленном образе жизни народа.

Такое определение, безусловно, сводит народную культуру всего лишь к одному из
ее проявлений.
[стр. 45]

холого-педагогической теории и практики, стать неисчерпаемым источником вдохновения, творчества специалистов в области педагогики и психологии.
Как справедливо полагал академик Д.С.Лихачёв, «экологию нельзя ограничить только задачами сохранения природной биологической среды.
Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой её предков и им самим...
Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности» (74, 54).
В кризисном социуме, когда экономическое и социально-политическое бытие полно трудностей и противоречий, именно культура является достойным способом выживания человека.
В культуре, как в религиозной, так и в светской, обретаются вера, надежда и мудрость терпения, любовь и взаимная поддержка людей в трудные времена.
В научной литературе существую! различные определения понятия «культура».
Одно из них это «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей между собой, к самим себе, к природе» (141, 293).
Философская и культурологическая мысль не разделяет понятия культуры и духовности.
Культура выступает как образ, в котором символически выражена духовная жизнь человека.
Наиболее конструктивным в контексте нашего исследования является аксиологический подход в понимании культуры.
«Поле» культуры это ценностно-смысловой универсум, в котором человек делает собственное существование человеческим бытием (М.К.
Мамардашвили).
Культура в таком понимании не просто совокупность ценностей, которые должны быть освоены или осознаны, но это способность и усилие «быть человеком».
Культура это стиль жизни человека, сознательное творчество самой этой культуры, которое определяется ростом человеческого «Я».

45

[стр.,46]

Важнейшей формой существования и проявления культуры выступает народная культура, основывающаяся на исторически обусловленном образе жизни народа, соответствующая духу, сознанию и самосознанию народа.
Народная культура включает в себя основные константы, определяющие народ как целостный организм: язык,
устное народное творчество, историю, веру, ценности.
Категория ценности рассматривается нами ключевой в содержании народной культуры.
Решение поставленных в исследовании задач потребовало рассмотрения понятия «ценность».
В качестве исходной мы приняли концепцию отечественного философа
И.А.
Лосского.
Согласно Лосскому, духовные ценности выступают основанием культуры.
Ценности возможны, если основа бытия духовна.
Чтобы ценность формировалась, должен быть духовный потенциал жизни.
Ценность единство должного и значимого, сущего и идеала.
Ценность не просто необходимая и должная, но и желаемая цель, которая выступает регулятором человеческих отношений.
Ценностные отношения это внутренние и ненасильственные отношения, они связаны с добровольным и свободным выбором.
Только та деятельность порождает культуру, которая связана с поиском смыслов, извлечением смысла из окружающего, творчеством.
Ряд учёных (К.

Леви-Стосс, Г.А.
Пигилова, В.В.
Познанский и др.) определяют традиционную народную культуру как особую часть национальной культуры, основывающейся на
устном народном творчестве и исторически обусловленном образе жизни народа.
Такое определение, безусловно, сводит народную культуру всего лишь к одному из
её проявлений.
С нашей точки зрения народная культура есть культура, соответствующая духу, сознанию и самосознанию народа.
(’ этой точки зрения в понятие народной культуры, помимо предложенного выше, должны войти основные константы: язык, история, вера.
Важнейшим механизмом, позволяющим сохранить культуру, является традиция.
Практически все теоретики культуры (М.М.
Бахтин, Д.С.
Лихачёв, 46

[стр.,65]

культуре и традициям.
По мнению философа И.А.
Ильина, первоочередной задачей русских учителей после длительного «человекоразрушительного» периода попрания всякой духовности, будет «воспитание национального духовного характера в наших детях.
Это главное.
Это на века.
Без этого России не быть».
Итак, важнейшей формой существования и проявления культуры выступает народная культура, основывающиеся на исторически обусловленном образе жизни народа, соответствующая его духу, сознанию и самосознанию.
Народная культура включает в себя основные константы, определяющие народ как целостный организм: язык,
устное народное творчество, историю, веру, ценности.
Выводы к 1 главе 1.
Идея воспитания средствами народной культуры всегда была актуальной для России и прослеживается ещё со времён принятия христианства на Руси.
Духовный подъём второй половины XIV в., вызвавший экономические, политические и социапьные перемены, связан с именами Митрополита Алексия.
Стефана Пермского и Сергия Радонежского.
Ведущей идеей этого времени становится возвращение к культуре Киевской Руси.
XVIII середина XIX вв.
Реформы Петра 1 вызвали резкий разрыв во всём строе русской жизни.
Произошёл разрыв реформ с существующими историческими и культурными традициями, что привело к массе негативных явлений в жизни русского человека.
Национально ориентированные деятели (императрица Елизавета, М.В.
Ломоносов и др.) делали всё для того, чтобы построить образование на отечественных основах, чтобы русская культура, особенно русский язык, были основой обучения подрастающего поколения.
Эта задача на теоретическом уровне была решена к середине XIX в.
65

[Back]