Проверяемый текст
Пархоменко, Наталья Александровна. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры (Диссертация 2002)
[стр. 53]

53 С нашей точки зрения народная культура есть культура, соответствующая духу, сознанию и самосознанию народа.
С этой точки зрения, в понятие народной культуры, помимо предложенного.
выше, должны войти основные константы: язык, история, вера.
Важнейшим механизмом, позволяющим сохранить культуру, является традиция.
Практически все теоретики культуры (М.М.
Бахтин, .
Д.С.
Лихачёв,
В.В.
Познанский и другие) подчеркивают мысль о том, что без традиций невозможно ни новаторство, пи творчество.
Любая традиция культуры проверяется временем, то есть традиционны лишь те элементы культуры, которые подтвердили свою значимость для общества и пользу для личности.
В связи с этим К.
Леви-Стросс, французский учёный-культуролог, отмечает, что «каждому народу свойственна своя культурная традиция, как в материальном, так и в духовном плане, национальная традиция
создается • национальными общностями, объединенными общим языком, территорией, экономикой, этническим самосознанием».
В философском словаре «традиция элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в
определенные обществах в течение длительного времени.
Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования; его способы.
В качестве традиции выступают определённые общественные установления, нормы поведения,
ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.».

Но и такое определение не полностью отражает содержание понятия.
Традиция включает в себя опыт и знания, способы деятельности, формы сознания, особенности ценностного и мотивационного отношения к миру.
Именно традиция позволяет культуре оставаться живой, сохраняя во времени цепь преемственности поколений.
Традиции русской культуры обусловлены спецификой русского образа жизни, особенностями традиционного русского мироощущения, творческой культурно-исторической деятельностью народа,
А деятельность любого народа в области культуры, с философской точки зрения, является диалектическим единством процессов опредмечивания (создания новых ценностей, идей, норм и т.д.) и распредмечивания (освоения культурного наследия), направленного на преобразование духовных ценностей.
Для нас приоритетным является процесс освоения духовного наследия через традиции культуры.
[стр. 46]

Важнейшей формой существования и проявления культуры выступает народная культура, основывающаяся на исторически обусловленном образе жизни народа, соответствующая духу, сознанию и самосознанию народа.
Народная культура включает в себя основные константы, определяющие народ как целостный организм: язык, устное народное творчество, историю, веру, ценности.
Категория ценности рассматривается нами ключевой в содержании народной культуры.
Решение поставленных в исследовании задач потребовало рассмотрения понятия «ценность».
В качестве исходной мы приняли концепцию отечественного философа И.А.
Лосского.
Согласно Лосскому, духовные ценности выступают основанием культуры.
Ценности возможны, если основа бытия духовна.
Чтобы ценность формировалась, должен быть духовный потенциал жизни.
Ценность единство должного и значимого, сущего и идеала.
Ценность не просто необходимая и должная, но и желаемая цель, которая выступает регулятором человеческих отношений.
Ценностные отношения это внутренние и ненасильственные отношения, они связаны с добровольным и свободным выбором.
Только та деятельность порождает культуру, которая связана с поиском смыслов, извлечением смысла из окружающего, творчеством.
Ряд учёных (К.
Леви-Стосс, Г.А.
Пигилова, В.В.
Познанский и др.) определяют традиционную народную культуру как особую часть национальной культуры, основывающейся на устном народном творчестве и исторически обусловленном образе жизни народа.
Такое определение, безусловно, сводит народную культуру всего лишь к одному из её проявлений.
С нашей точки зрения народная культура есть культура, соответствующая духу, сознанию и самосознанию народа.

(’ этой точки зрения в понятие народной культуры, помимо предложенного выше, должны войти основные константы: язык, история, вера.
Важнейшим механизмом, позволяющим сохранить культуру, является традиция.
Практически все теоретики культуры (М.М.
Бахтин, Д.С.
Лихачёв,
46

[стр.,47]

В.В.
Познанский и другие) подчёркивают мысль о том, что без традиций невозможно ни новаторство, ни творчество.
Любая традиция культуры проверяется временем, то есть традиционны лишь те элементы культуры, которые подтвердили свою значимость для общества и пользу для личности.
В связи с этим К.
Леви-Стросс, французский учёный-культуролог, отмечает, что «...каждому народу свойственна своя культурная традиция, как в материальном, так и в духовном плане, национальная традиция
создаётся национальными общностями, объединёнными общим языком, территорией, экономикой, этническим самосознанием».
(69, 38) В философском словаре «традиция элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах в течение длительного времени.
Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования; его способы.
В качестве традиции выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д ».

I (о и такое определение не полностью отражает содержание понятия.
Традиция включает в себя опыт и знания, способы деятельности, формы сознания, особенности ценностного и мотивационного отношения к миру.
Именно традиция позволяет культуре оставаться живой, сохраняя во времени цепь преемственности поколений.
Традиции русской культуры обусловлены спецификой русского образа жизни, особенностями традиционного русского мироощущения, творческой культурно-исторической деятельностью народа.
А деятельность любого народа в области культуры, с философской точки зрения, является диалектическим единством процессов опредмечивания (создания новых ценностей, идей, норм и т.д.) и распредмечивания (освоения культурного наследия), направленного на преобразование духовных ценностей.
Для нас приоритетным является процесс освоения духовного наследия через традиции культуры.

47

[стр.,64]

педагогика.
Разные названия одного явления, содержание, формы и методы которого определялись целесообразностью хозяйствования людей, их бытом, непосредственным повседневным общением.
Основную задачу образования можно выразить мудро сказанными словами Ф.М.
Достоевского: «Стать русским во-первых и прежде всего.
Если общечеловечность есть идея национальная русская, то прежде всею надо каждому стать русским, то есть самим собой, и тогда с первого шагу всё изменится.
Стать русским значит перестать презирать народ свой».
(49, 23) Итак, традиции народной культуры мы рассматриваем как код, устойчивость в сохранении и развитии культуры, в трансляции культурных образцов поведения, ценностей, регулирующих отношения между людьми.
Традиция охватывает процесс и способы социального, культурного наследования.
В качестве традиции выступают определённые общественные установления, нормы поведения,
ценное ги, идеи, обычаи, обряды и т.д.
Система традиций включает в себя социальный опыт и знания, способы деятельности, формы сознания, особенности мотивационно-ценностного отношения к миру.
Именно традиция позволяет культуре оставаться живой, сохраняя во времени цепь преемственности поколений.
Традиции русской культуры обусловлены спецификой русского образа жизни, особенностями традиционного русского мироощущения, творческой культурно-исторической деятельностью народа.

Сущностными характеристиками русской народной культуры являются народная вера, язык, литература, отечественная история, народное творчество, проявляющееся в целом наборе его отдельных видов от фольклора до ремесла.
Русской народной культуре свойственны преобладание духовных мотивов жизни над материальными; признание труда главной ценностью жизни; соборность, проявляющаяся в формах организации труда, общественной жизни; совесть; патриотизм, историческая память как способность ощущать своё родство с прошлым и сознание ответственности за будущее.
Идея воспитания подрастающего поколения средствами народной культуры заключается в необходимости возвращения к истории своего народа, его 64

[Back]