способности как психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения деятельности. Способность к образному мышлению одна из основополагающих способностей русского человека, отражена в искусстве слова; эмоциональность как совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний. Высокий уровень эмоциональности русских людей заметен во всех компонентах народной культуры (свадебный, похоронный обряды, песни, танцы); активность как интенсивность» продолжительность, частота выполняемых действий. Пытливость, общительность, пластичность психики русских людей, их способность быстро приспосабливаться к условиям окружающей среды позволяют им быть очень активными в' своей деятельности. Но, что интересно, когда русский человек один, а не «на миру», он скорее созерцателен, чем активен; характер как совокупность стержневых свойств-отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его . действия и поступки, Большинство этнографов отмечают загадочность, противоречивость русского характера, часто непостижимого для логического анализа, Д.С. Лихачев указывает на «удивительное совмещение крайностей в едином регистре: от религиозности до безбожия; от бескорыстия до скопидомства, от гостеприимства до отчуждённости, от милосердия до жестокости», воля как потребность в преодолений препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков. Препятствия преодолевать русские люди, умеют и даже, как говорят, сами создают преграды на своём пути, чтобы терпеливо их сокрушать. В русской традиции волю связывают с такими чертами характера, как терпение, стойкость, выносливость. Испокон веков на Руси ценилась нравственность, являющаяся стержнем личности. Отказавшись в свое время от прошлого, мы отвернулись от тысячелетней культуры, от вечных ценностей, предали забвению духовную жизнь человека. Если оценить те творения, которые возникли на отечественной почве в области культуры, то невольно поражаешься как обилию этих творений, так и их глубинному духовно-нравственному значению . для самопознания человека. Не стремясь к хронологической и жанровой последовательности, приведем несколько примеров. Это и шедевр древнерусской литературы 55 * |
темперамент как характеристика индивида со стороны особенностей его психической деятельности. Преобладающий тип темперамента у русских людей прекрасно отражён в пословице «русские долго запрягают, зато быстро ездят»; способности как психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения деятельности. Способность к образному мышлению одна из основополагающих способностей русского человека, отражена в искусстве слова; эмоциональность как совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний. Высокий уровень эмоциональности русских людей заметен во всех компонентах народной культуры (свадебный, похоронный обряды, песни, танцы); активность как интенсивность, продолжительность, частота выполняемых действий. Пытливость, общительность, пластичность психики русских людей, их способность быстро приспосабливаться к условиям окружающей среды позволяют им быть очень активными в своей деятельности. Но, что интересно, когда русский человек один, а не «на миру», он скорее созерцателен, чем активен; характер как совокупность стержневых свойств-отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки. Большинство этнографов отмечают загадочность, противоречивость русского характера, часто непостижимого для логического анализа. Д.С. Лихачёв указывает на «удивительное совмещение крайностей в едином регистре: от религиозности до безбожия, от бескорыстия до скопидомства, от гостеприимства до отчуждённости, от милосердия до жестокости» (76, 8); воля как потребность в преодолении препя тствий, для совершения целенаправленных действий и поступков. Препятствия преодолевать русские люди умеют и даже, как говорят, сами создают преграды на своём пути, чтобы терпеливо их сокрушать. В русской традиции волю связывают с такими чертами характера, как терпение, стойкость, выносливость. 49 Известно, что именно традиционно православное воспитание, характерное для русской народной педагогики, имеет глубокие корни. На протяжении веков русская православная церковь была силой, сохраняющей лучшие традиции нашего народа, лежащие в основе его единства и целостности. Испокон веков на Руси ценилась нравственность, являющаяся стержнем личности. Отказавшись в свое время от прошлого, мы отвернулись от тысячелетней культуры, от вечных ценностей, предали забвению духовную жизнь человека. Отцы церкви говорили, что если не восходить постоянно в гору духовности, то неизбежно происходит деградация человека, внутренний вакуум заполняется миражами. Душа мечется, не находя покоя, и тогда любые жизненные блага и успехи не приносят удовлетворения, радости, счастья. Религия всег да была символом духовного поиска, служения добру и утверждения христианской морали. В то же время религия утешает, успокаивает тех, кому одиноко и плохо в этом мире, дает примеры жизни подвижников церкви (Сергей Радонежский, Серафим Саровский, Ксения Петербургская), поднявшихся над житейской суетой и посвятивших себя служению высшему идеалу. Богу, бескорыстной помощи людям. Нравственные идеалы, достойные человека, были даны Иисусом Христом в Нагорной проповеди. То, что он сказал, было неожиданным и удивительным для слушателей. Если раньше считалось вполне справедливым действовать по принципу «око за око, зуб за зуб» или «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего», то Христос апеллировал к высшим мотивам поведения человека, к более высокой степени духовности. В Нагорной проповеди он говорит не столько о справедливости, сколько о любви. Нравственное совершенство требует решения еще более сложной моральной задачи: любить не только ближних, но и врагов своих. Но любить врагов, молиться за обижающих и гонящих вас, прощать ненавидящих вас — выполнение этой заповеди предусматривает большую работу над собой на пути морального совершенствования. В любви к другому человек становится $о нравственнее, чище. Либо на земле установится царство любви, душевная красота и любовь спасут мир, либо человечество погибнет. Если оценить те труды, которые возникли на отечественной почве в области культуры благодаря Благой Вести, то невольно поражаешься как обилию этих трудов, так и их глубинному значению для самопознания человека. Не стремясь к хронологической и жанровой последовательности, приведем несколько примеров. Это и шедевр древнерусской литературы «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, и поражающий «прелестью простоты и вымысла» (слова Л.С. Пушкина) Киево-Печерский патерик; и соборы Киева, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля; и картины на библейские сюжеты Л.Л. Иванова. Н.Н. Ге, В.М. Васнецова, М.В. Нестерова; и стихотворения на библейские темы, написанные А.Л. Блоком, Г.Р. Державиным, В.А. Жуковским, М. Лермонтовым, А.С. Пушкиным, М.В. Ломоносовым, А.С. Хомяковым, и русская классическая религиозная философия конца XIX — начала XX в.; и шедевры русской церковной музыки (Д.С. Ьортнянский, С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский); и, наконец, русская икона, мировое значение которой сегодня общепризнанно. Влияние христианства на народную культуру было чрезвычайно многосторонним. Когда слышишь словосочетание «Древняя Русь», то на память приходят размеренные, торжественные строки былин и духовных стихов, изумительная по своей красоте и скромности церковь Покрова на Мерли, величественный собор Софии в Киеве. Появление всех этих памятников связано с принятием православия. Вместе с христианской верой из Византии и Болгарии на Русь пришли искусство каменной архитектуры и иконописи; книги Священного Писания, Ветхого и Нового Завета (прежде всего Евангелия и Псалтырь); «Палеи» (книги, толковавшие текст Священного Писания); «Торжественники» (толкования текста Писания, приуроченные к христианским праздникам); богослужебная литература — многочисленные «Часословы», «Требники», «Служебники», «Тропари», «Триоди» — Цветная и Постная; «Паремийники» (сборники отрывков из разных книг Библии), «Лествицы», сборни51 |