Проверяемый текст
Пархоменко, Наталья Александровна. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры (Диссертация 2002)
[стр. 55]

способности как психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения деятельности.
Способность к образному мышлению одна из основополагающих способностей русского человека, отражена в искусстве слова; эмоциональность как совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний.
Высокий уровень эмоциональности русских людей заметен во всех компонентах народной культуры (свадебный, похоронный обряды, песни, танцы); активность как интенсивность» продолжительность, частота выполняемых действий.
Пытливость, общительность, пластичность психики русских людей, их способность быстро приспосабливаться к условиям окружающей среды позволяют им быть очень активными в' своей деятельности.
Но, что интересно, когда русский человек один, а не «на миру», он скорее созерцателен, чем активен; характер как совокупность стержневых свойств-отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его .
действия и поступки, Большинство этнографов отмечают загадочность, противоречивость русского характера, часто непостижимого для логического анализа, Д.С.

Лихачев указывает на «удивительное совмещение крайностей в едином регистре: от религиозности до безбожия; от бескорыстия до скопидомства, от гостеприимства до отчуждённости, от милосердия до жестокости», воля как потребность в преодолений препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.
Препятствия преодолевать русские люди, умеют и даже, как говорят, сами создают преграды на своём пути, чтобы терпеливо их сокрушать.
В русской традиции волю связывают с такими чертами характера, как терпение, стойкость, выносливость.

Испокон веков на Руси ценилась нравственность, являющаяся стержнем личности.
Отказавшись в свое время от прошлого, мы отвернулись от тысячелетней культуры, от вечных ценностей, предали забвению духовную жизнь человека.

Если оценить те творения, которые возникли на отечественной почве в области культуры, то невольно поражаешься как обилию этих творений, так и их глубинному духовно-нравственному значению .
для самопознания человека.
Не стремясь к хронологической и жанровой последовательности, приведем несколько примеров.
Это и шедевр древнерусской литературы
55 *
[стр. 49]

темперамент как характеристика индивида со стороны особенностей его психической деятельности.
Преобладающий тип темперамента у русских людей прекрасно отражён в пословице «русские долго запрягают, зато быстро ездят»; способности как психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения деятельности.
Способность к образному мышлению одна из основополагающих способностей русского человека, отражена в искусстве слова; эмоциональность как совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний.
Высокий уровень эмоциональности русских людей заметен во всех компонентах народной культуры (свадебный, похоронный обряды, песни, танцы); активность как интенсивность, продолжительность, частота выполняемых действий.
Пытливость, общительность, пластичность психики русских людей, их способность быстро приспосабливаться к условиям окружающей среды позволяют им быть очень активными в своей деятельности.
Но, что интересно, когда русский человек один, а не «на миру», он скорее созерцателен, чем активен; характер как совокупность стержневых свойств-отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки.
Большинство этнографов отмечают загадочность, противоречивость русского характера, часто непостижимого для логического анализа.
Д.С.

Лихачёв указывает на «удивительное совмещение крайностей в едином регистре: от религиозности до безбожия, от бескорыстия до скопидомства, от гостеприимства до отчуждённости, от милосердия до жестокости» (76, 8); воля как потребность в преодолении препя тствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.
Препятствия преодолевать русские люди умеют и даже, как говорят, сами создают преграды на своём пути, чтобы терпеливо их сокрушать.
В русской традиции волю связывают с такими чертами характера, как терпение, стойкость, выносливость.

49

[стр.,50]

Известно, что именно традиционно православное воспитание, характерное для русской народной педагогики, имеет глубокие корни.
На протяжении веков русская православная церковь была силой, сохраняющей лучшие традиции нашего народа, лежащие в основе его единства и целостности.
Испокон веков на Руси ценилась нравственность, являющаяся стержнем личности.
Отказавшись в свое время от прошлого, мы отвернулись от тысячелетней культуры, от вечных ценностей, предали забвению духовную жизнь человека.

Отцы церкви говорили, что если не восходить постоянно в гору духовности, то неизбежно происходит деградация человека, внутренний вакуум заполняется миражами.
Душа мечется, не находя покоя, и тогда любые жизненные блага и успехи не приносят удовлетворения, радости, счастья.
Религия всег да была символом духовного поиска, служения добру и утверждения христианской морали.
В то же время религия утешает, успокаивает тех, кому одиноко и плохо в этом мире, дает примеры жизни подвижников церкви (Сергей Радонежский, Серафим Саровский, Ксения Петербургская), поднявшихся над житейской суетой и посвятивших себя служению высшему идеалу.
Богу, бескорыстной помощи людям.
Нравственные идеалы, достойные человека, были даны Иисусом Христом в Нагорной проповеди.
То, что он сказал, было неожиданным и удивительным для слушателей.
Если раньше считалось вполне справедливым действовать по принципу «око за око, зуб за зуб» или «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего», то Христос апеллировал к высшим мотивам поведения человека, к более высокой степени духовности.
В Нагорной проповеди он говорит не столько о справедливости, сколько о любви.
Нравственное совершенство требует решения еще более сложной моральной задачи: любить не только ближних, но и врагов своих.
Но любить врагов, молиться за обижающих и гонящих вас, прощать ненавидящих вас — выполнение этой заповеди предусматривает большую работу над собой на пути морального совершенствования.
В любви к другому человек становится $о

[стр.,51]

нравственнее, чище.
Либо на земле установится царство любви, душевная красота и любовь спасут мир, либо человечество погибнет.
Если оценить те труды, которые возникли на отечественной почве в области культуры благодаря Благой Вести, то невольно поражаешься как обилию этих трудов, так и их глубинному значению для самопознания человека.
Не стремясь к хронологической и жанровой последовательности, приведем несколько примеров.
Это и шедевр древнерусской литературы
«Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, и поражающий «прелестью простоты и вымысла» (слова Л.С.
Пушкина) Киево-Печерский патерик; и соборы Киева, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля; и картины на библейские сюжеты Л.Л.
Иванова.
Н.Н.
Ге, В.М.
Васнецова, М.В.
Нестерова; и стихотворения на библейские темы, написанные А.Л.
Блоком, Г.Р.
Державиным, В.А.
Жуковским, М.
Лермонтовым, А.С.
Пушкиным, М.В.
Ломоносовым, А.С.
Хомяковым, и русская классическая религиозная философия конца XIX — начала XX в.; и шедевры русской церковной музыки (Д.С.
Ьортнянский, С.В.
Рахманинов, П.И.
Чайковский); и, наконец, русская икона, мировое значение которой сегодня общепризнанно.
Влияние христианства на народную культуру было чрезвычайно многосторонним.
Когда слышишь словосочетание «Древняя Русь», то на память приходят размеренные, торжественные строки былин и духовных стихов, изумительная по своей красоте и скромности церковь Покрова на Мерли, величественный собор Софии в Киеве.
Появление всех этих памятников связано с принятием православия.
Вместе с христианской верой из Византии и Болгарии на Русь пришли искусство каменной архитектуры и иконописи; книги Священного Писания, Ветхого и Нового Завета (прежде всего Евангелия и Псалтырь); «Палеи» (книги, толковавшие текст Священного Писания); «Торжественники» (толкования текста Писания, приуроченные к христианским праздникам); богослужебная литература — многочисленные «Часословы», «Требники», «Служебники», «Тропари», «Триоди» — Цветная и Постная; «Паремийники» (сборники отрывков из разных книг Библии), «Лествицы», сборни51

[Back]