Проверяемый текст
Пархоменко, Наталья Александровна. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры (Диссертация 2002)
[стр. 56]

56 .«Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, и поражающий «прелестью простоты и вымысла» (слова А.С.
Пушкина) Киево-Печерский патерик; и соборы Киева, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля; и
шедевры русской музыки (Д.С.
Бортнянский, С-В.
Рахманинов, П.И.
Чайковский); русская икона, мировое значение которой сегодня общепризнанно, и, наконец, русское традиционное рукоделие, которое является неотъемлемой частью нашего этнического своеобразия.
Русская народная вышивка как часть народного искусства это ■ полноценная знаковая система графических изобразительных символов, несущая в себе огромное количество социальной, этнической, идейновоспитательной информации.
Орнамент и цвет, использованные вышивальщицами для украшения одежды, решая декоративные задачи, ярко выражают мировоззрение народа, его духовно-нравственные качества.
Влияние христианства на народную культуру было чрезвычайно многосторонним.
Когда слышишь словосочетание «Древняя Русь», то на память приходят размеренные, торжественные строки былин и духовных стихов, изумительная по своей красоте и скромности церковь Покрова на
Нерли, величественный собор Софии в Киеве, красота русского костюма, вышивки.
Конец XX в.
ознаменовался бурным ростом интереса к
духовнонравственным основам жизни в русском обществе.
Большими тиражами стала выходить различная
философская и религиозная литература.
Были переизданы работы русских
философов: НА.
Бердяева, С.Н, Булгакова, И.А.
Ильина, Д.С.
Мережковского, В.С.
Соловьева, П.А.
Флоренского, Г.В.

■ Флоровского и др., произведения русских писателей Б.К.
Зайцева, И.С.
Шмелева, сочинения писателей-классиков (Н.В.
Гоголя, Ф.М.
Достоевского, Н.С.
Лескова, Л.Н.
Толстого), поднимающие
духовно-нравственные вопросы.
Одним из главных проявлений народной культуры являются родной язык, литература и история.
Язык это не просто средство коммуникации, но, прежде всего, творец, созидатель.
Язык помогает человеку видеть, замечать и понимать окружающий мир.
Язык определяет богатство
• культурного осознания мира.
Д.С.
Лихачев указывает на истоки, которые обеспечили могучую речевую культуру русских: во-первых, это громадная территория, чрезвычайно разнообразная по своим географическим условиям, природному многообразию и разнообразию соприкосновения с другими народами, на I
[стр. 51]

нравственнее, чище.
Либо на земле установится царство любви, душевная красота и любовь спасут мир, либо человечество погибнет.
Если оценить те труды, которые возникли на отечественной почве в области культуры благодаря Благой Вести, то невольно поражаешься как обилию этих трудов, так и их глубинному значению для самопознания человека.
Не стремясь к хронологической и жанровой последовательности, приведем несколько примеров.
Это и шедевр древнерусской литературы «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, и поражающий «прелестью простоты и вымысла» (слова Л.С.
Пушкина) Киево-Печерский патерик; и соборы Киева, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля; и
картины на библейские сюжеты Л.Л.
Иванова.
Н.Н.
Ге, В.М.
Васнецова, М.В.
Нестерова; и стихотворения на библейские темы, написанные А.Л.
Блоком, Г.Р.
Державиным, В.А.
Жуковским, М.
Лермонтовым, А.С.
Пушкиным, М.В.
Ломоносовым, А.С.
Хомяковым, и русская классическая религиозная философия конца XIX — начала XX в.; и шедевры русской церковной музыки (Д.С.
Ьортнянский, С.В.
Рахманинов, П.И.
Чайковский); и, наконец, русская икона, мировое значение которой сегодня общепризнанно.
Влияние христианства на народную культуру было чрезвычайно многосторонним.
Когда слышишь словосочетание «Древняя Русь», то на память приходят размеренные, торжественные строки былин и духовных стихов, изумительная по своей красоте и скромности церковь Покрова на
Мерли, величественный собор Софии в Киеве.
Появление всех этих памятников связано с принятием православия.
Вместе с христианской верой из Византии и Болгарии на Русь пришли искусство каменной архитектуры и иконописи; книги Священного Писания, Ветхого и Нового Завета (прежде всего Евангелия и Псалтырь); «Палеи» (книги, толковавшие текст Священного Писания); «Торжественники» (толкования текста Писания, приуроченные к христианским праздникам); богослужебная литература — многочисленные «Часословы», «Требники», «Служебники», «Тропари», «Триоди» — Цветная и Постная; «Паремийники» (сборники отрывков из разных книг Библии), «Лествицы», сборни51

[стр.,53]

единым человек жив будет» (правда, без концовки этой фразы: «..но и всяким словом, исходящим из уст Божиих»), «слуга двух господ», «не взирая на лица».
Десять заповедей, которые неоднократно упоминаются в Библии, но в целостном виде даны во Второзаконии (6—21), являются не столько религиозными.
сколько общечеловеческими ценностями.
Вот лишь те из них, которые не касаются прямо религии: «почитай отца твоего и матерь твою...
Не убий.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его (ни всякого скота его), ни всего, что есть у ближнего твоего».
Конец XX в.
ознаменовался бурным ростом интереса к
религии в русском обществе.
Увеличение числа верующих, возвращение Церкви разрушенных храмов и монастырей, их восстановление и строительство новых — все это характерные приметы российской жизни в конце второго тысячелетия.
Большими тиражами стала выходить различная
религиозная литература.
Были переизданы работы русских
религиозных философов (НА.
Бердяева, С.Н.
Булгакова, И.А.
Ильина, Д.С.
Мережковского, В.С.
Соловьева, ПА.
Флоренского, Г.В.

Флоровского и др.), произведения русских религиозных писателей (Б.К.
Зайцева, И.С.
Шмелева), сочинения писателей-классиков (Н.В.
Гоголя, Ф.М.
Достоевского, Н.С.
Лескова, Л.Н.
Толстого), поднимающие
вопросы религии.
Усилилось воздействие религии и на творчество современных писателей, в произведениях которых затрагиваются библейские притчи (Ч.
Айтматов, М.
Булгаков) и библейская символика.
Одним из главных проявлений народной культуры являются родной язык, литература и история.
Язык это не просто средство коммуникации, но, прежде всего, творец, созидатель.
Язык помогает человеку видеть, замечать и понимать окружающий мир.
Язык определяет богатство
культурного осознания мира.
Д.С.
Лихачёв указывает на истоки, которые обеспечили могучую речевую культуру рус53

[стр.,54]

ских: во-первых, это громадная территория, чрезвычайно разнообразная по своим географическим условиям, природному многообразию и разнообразию соприкосновения с другими народами, на этой территории и создавался русский язык; во-вторых, наличие церковнославянского языка, который сыграл решающую роль в формировании литературных стилей, на которые наслаивалось просторечие, множество диалектов.
В статье «Родное слово» К.Д.
Ушинский раскрывает значение родного языка в духовном развитии человека: «Язык народа есть цельное органическое его создание, вырастающее во всех своих народных особенностях из какого-то одного, таинственного, где-то в глубине народного духа запрятанного зерна.
Язык народа лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории.
В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа мысль, воздух отчизны, её физические явления, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов.
Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа.
Поколения народа проходят одно за друг им, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке в наследие потомкам.
В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитые радости, словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове.
Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое.
Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь.
Когда исчезнет народный язык, народа нет более».
54

[Back]