57 этой территории и создавался русский язык; во-вторых, наличие . церковнославянского языка, который сыграл решающую роль в формировании литературных стилей, на которые наслаивалось просторечие, множество диалектов. В статье «Родное слово» К.Д. Ушинский раскрывает значение родного языка в духовном развитии человека: «Язык народа есть цельное органическое его создание, вырастающее во всех своих народных особенностях, из какого-то одного, таинственного, где-то в глубине народного духа запрятанного зерна. Язык народа лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа...Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке в наследие потомкам. В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитые радости, словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно сама жизнь. Когда исчезнет народный язык, народа нет более». Значение книги, литературы в духовной жизни русского народа всегда •было колоссальным. В.Ю. Троицкий пишет: «Литература перестала быть лишь инструментом педагогического воздействия и рассматривается как необходимое условие духовного бытия человека, способствующее становлению его личности, развитию духовных и умственных сил. Русская литература это средоточие наших духовных святынь, без которых немыслимы самосознание и свобода русского человека. Путь к формированию «через . литературу» гражданского, национального самосознания и патриотического долга, возникающего на основе чувства родного языка, родной природы и отечественной истории, лежит через пестование национального достоинства, опирающегося на духовный потенциал народа». |
ских: во-первых, это громадная территория, чрезвычайно разнообразная по своим географическим условиям, природному многообразию и разнообразию соприкосновения с другими народами, на этой территории и создавался русский язык; во-вторых, наличие церковнославянского языка, который сыграл решающую роль в формировании литературных стилей, на которые наслаивалось просторечие, множество диалектов. В статье «Родное слово» К.Д. Ушинский раскрывает значение родного языка в духовном развитии человека: «Язык народа есть цельное органическое его создание, вырастающее во всех своих народных особенностях из какого-то одного, таинственного, где-то в глубине народного духа запрятанного зерна. Язык народа лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа мысль, воздух отчизны, её физические явления, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа. Поколения народа проходят одно за друг им, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке в наследие потомкам. В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитые радости, словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезнет народный язык, народа нет более». 54 Значение литературы в духовной жизни русского народа всегда было определяющим. В.Ю. Троицкий пишет: «...литература перестала быть лишь инструментом педагогического воздействия и рассматривается как необходимое условие духовного бытия человека, способствующее становлению его личности, развитию духовных и умственных сил. Русская литература это средоточие наших духовных святынь, без которых немыслимы самосознание и свобода русского человека...Путь к формированию «через литературу» гражданского, национального самосознания и патриотического долга, возникающего на основе чувства родного языка, родной природы и отечественной истории, лежит через пестование национального достоинства, опирающегося на духовный потенциал народа» (129. 23). Что касается истории, то именно она «питает корни нации, её культуру и дух, дающие ей деятельностное начало и определяющие поведение и действия» (В.Ю. Троицкий). Замечательны слова И.Л. Ильина по этому поводу: «Русский ребёнок должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин, сын великого славянского племени и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъёму и расцвету. Необходимо побудить в ребёнке уверенность, что история русского народа есть живая сокровищница, источник живого научения мудрости и силы...» Монолог пушкинского Пимена яркое проявление отношения к отечественной истории: ...да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу. Своих царей великих вспоминают За их труды, за славу, за добро. Л за грехи, за тёмные деянья Спасителя смиренно умоляют... Важной традицией народной культуры, основой духовной сущности на55 |