59 розданием, а истоки этого единства уходят в глубину славянской культуры, когда отношение к смерти было неотделимо в народном сознании от жизни. В образах словесного народного творчества нет ничего мрачного, безысходного. Главная черта народных героев умение пережить горе, выйти из него. Эстетические и этические идеалы выражены в фольклоре нередко в образно-дидактической форме. Совпадение этического и эстетического происходит тогда, когда для оценки совершенства морального облика человека, нравственных взаимоотношений наиболее подходящими и точными оказываются оценки эстетические: прекрасное, возвышенное и т.д. Отсюда яркость и контрастность фольклорных образов. В фольклоре нравственные идеалы складываются постепенно, с ростом нравственного сознания народа, путем отбора самого ценного с точки зрения общественного блага, народных религиозных представлений. Архетипы эстетического отношения к природе, зародившиеся в древнейших формах и видах народного творчества, широко представлены в жанровой системе русского орнамента, обнаруживаются на каждом из их временных срезов. Диапазон образов русского орнамент включает растительный и животный мир, многочисленные природные явления. Художественные образы поворачиваются здесь то природным, то человеческим содержанием, либо составляют синтез этих начал. Орнаментальная символика традиционной вышивки охватывает мир, природы и сферу человеческих мыслей и чувств. Природные символы столь многочисленны, что могут составить «обширную поэтическую энциклопедию». В этом смысле интересно вспомнить об особой пописемантичности образа птицы в русском фольклоре и орнаментике. Птица символизировала тепло, свет, сулила урожай, богатство. В весенних песнях-заклинаниях обращались к жаворонку, «ласточке-касаточке», кулику, перепелочке, «синичкам-сестричкам»,. «краснозобым снегирюшкам», чтобы они принесли «весну красную», «теплу летушку», взяли бы «ключи весенние», «замкнули зиму», «отомкнули лето». Птица яркий образ народной любовной и свадебной лирики. Относительно древний пласт орнамента имеющихся источников более определенно прослеживается в памятниках с геометрическими мотивами. Так, представленный в коллекциях орнаментальный образ вышивки Калужского края сложная структура с неоднозначными внутренними |
рода является фольклор. I Злостность в изучении фольклора проявляется в понимании его как особого способа осмысления мира и как искусства слова одновременно. Фольклорный образ очень емкий: мир охватывается как бы единым взглядом, все живет в нем нс порознь, а вместе: вся земля, весь белый свет. Это праздничное чувство мира возникает от ощущения себя в единстве с мирозданием, а истоки этого единства уходят в глубину славянской культуры, когда отношение к смерти было неотделимо в народном сознании от жизни. В образах словесного народного творчества нет ничего мрачного, безысходного. Главная черта народных героев умение пережить горе, выйти из него. Эстетические и этические идеалы выражены в фольклоре нередко в образно-дидактической форме. «Ступить» и «молвить» означает в народном понимании одно и то же. Совпадение этического и эстетического происходит тогда, когда для оценки совершенства морального облика человека, нравственных взаимоотношений наиболее подходящими и точными оказываются оценки эстетические: прекрасное, возвышенное и т.д. Отсюда яркость и контрастность фольклорных образов. В фольклоре нравственные идеалы складываются постепенно, с ростом нравственного сознания народа, путем отбора самого ценного с точки зрения общественного блага, народных религиозных представлений. Архетипы эстетического отношения к природе, зародившиеся в древнейших формах и видах народного творчества, широко представлены в жанровой системе русского фольклора и обнаруживаются на каждом из его временных срезов. Исследуя мотивы и роль природы в русском фольклоре, Ю.И. Юдин констатировал, что ни один из фольклорных жанров не насыщен образами природы в такой степени, как лирическая песня. Диапазон образов русской лирической песни включает растительный и животный мир, многочисленные природные явления. Художественные образы поворачиваются здесь то природным, то человеческим содержанием, либо составляют синтез этих начал. Символика лирических песен охватывает мир 56 |