62 Трудовое воспитание не сводится и не может сводиться просто к выработке трудолюбия или только к передаче определённого набора трудовых навыков и умений. У подрастающего поколения должно быть выработано твёрдое убеждение именно труд есть главная реальность и главная ценность жизни, именно в труде человек утверждает себя как личность, как гражданин. «Труд является фундаментом воспитания у каждого народа. Отношения человека с обществом,. природой, с другими людьми с древнейших времен осуществляются через труд. Трудолюбие считается мерилом ценности личности. Главная забота народного воспитания трудолюбие, воспитание любви и уважения к людям труда. Единство труда и воспитания достигается тем, что человек, познавая мир трудом, создает красоту, утверждая этим в себе чувство красоты труда, творчества, познания», писал А.С. Макаренко. Убеждение в необходимости соединения духовно-нравственного и трудового воспитания подрастающего поколения доминанты социально-педагогических взглядов А.С. Макаренко. От труда, утверждал В.А. Сухомлинский, идут крепкие нити к интеллектуальному, моральному, эстетическому, эмоциональному, физическому развитию личности: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает вес новую и новую красоту в окружающем мире...» Трудясь, человек не только преобразует окружающую его жизнь. Он изменяет самого себя, растит в себе лучшие качества: целеустремлённость, благородство помыслов, чувство коллективизма, потребность в постоянном духовном совершенствовании. Вспомним Ушинского с его утверждением, что труд так же необходим • для душевного здоровья человека, «как чистый воздух для его физического здоровья». Более того, К.Д. Ушинский трактовал труд не просто как жизнь, но и как счастье, «единственно доступное человеку на земле и единственно достойное его: «...самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни». Есть одна ценность в традиционной народной культуре, которая объединяет всё вышеназванное. Это патриотизм, обращение к национальной традиции, в которой отобрано всё лучшее и живоносное. В патриотизме все качества человека освящены любовью к Родине и ощущением того, что служение ей составляет великое счастье и цель нашей жизни. |
го, что сохраняет, воспроизводит, прославляет жизнь на земле, в её природных и духовных началах. Вот источник нравственной силы народной культуры, её оптимизма, необходимый человечеству в современной культуре сегодня» (45, 37). Соборность, по В.И. Далю, — сносить, свозить, сзывать в одно место, стаскивать и соединять, совокуплять, приобщать одно к другому, скоплять. Идея соборности уходит своими корнями во времена древние: митрополит Иларион («Слово о Законе и Благодати»), Сергий Радонежский. В XVI XVII веках в России для совета и принятия решения по важнейшим государственным делам проходило собрание светских и духовных чинов — Собор. Для воспитания соборность это единение множества «Я», жизнедеятельность которых сосредоточена в образовании; единение вокруг общего дела для достижения главного смысла и предназначения системы при сохранении единства индивидуального и коллективного: каждый сохраняет свою самоценность, свое «Я», остается самим собою, но вносит в совместную жизнедеятельность личное, персональное. Соборность для воспитания — это взаимное духовное, душевное обогащение; свободное единение свободных личностей на основе их любви друг к другу, семье, народу, малой и большой Родине, ко всем абсолютным ценностям. Одним из важнейших духовно-нравственных качеств личности, развитию которого уделялось внимание с самого раннего возраста, является трудолюбие. В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» К.Д. Ушинский показал свободный труд как источник материальных ценностей и важнейший фактор создания человека, развития его духовных и физических сил и способностей. Трудовое воспитание нс сводится и не может сводиться просто к выработке трудолюбия или только к передаче определённого набора трудовых навыков и умений. У подрастающего поколения должно быть выработано твёрдое убеждение именно труд есть главная реальность и главная ценность 6) жизни, именно в труде человек утверждает себя как личность, как гражданин. От труда, утверждал В.Л. Сухомлинский, идут крепкие нити к интеллектуальному, моральному, эстетическому, эмоциональному, физическому развитию личности: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает всё новую и новую красоту в окружающем мире...» Трудясь, человек не только преобразует окружающую его жизнь. Он изменяет самого себя, растит в себе лучшие качества: целеустремлённость, благородство помыслов, чувство коллективизма, потребность в постоянном духовном совершенствовании. Вспомним Ушинского с его утверждением, что труд так же необходим для душевного здоровья человека, «как чистый воздух для его физического здоровья». Более того. К.Д. Ушинский трактовал труд не просто как жизнь, но и как счастье, «единственно доступное человеку на земле и единственно достойное его...», «...самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни...Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к груду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя груд в жизни». Есть одна ценность в традиционной народной культуре, которая объединяет всё вышеназванное. Это патриотизм, обращение к национальной традиции, в которой отобрано всё лучшее и живоносное. В патриотизме все качества человека освящены любовью к Родине и ощущением того, что служение ей составляет великое счастье и цель нашей жизни. Видный педагог России рубежа XIX — XX вв. II.И. Ковалевский с гневом обращал внимание на нравственную сторону нашего «гнусного»поведения, когда «попавший к нам инородец... начинает порицать нашу нацию, наши порядки, нравы, обычаи и прочее... и мы из любезности и деликатности не только молчим, но даже ему поддакиваем, хотя в душе коренно не |