71 вне научного изучения оставалась и орнаментальная сторона русской народной вышивки, ее генезис, формирование и динамика развития, и что особенно важно для темы нашего исследования, содержащейся в ее изучении потенциал духовно-нравственного воспитания. 2.1. Из истории русской художественной вышивки. Когда речь заходит о вышивке, воображение сразу рисует удивительный мир народного .фольклора, воплощенный изобразительным декоративноузорным языком разноцветных ниток, населенный сказочными людьми, птицами, животными и растениями. Вышивальное искусство известно нашему народу с древних времен, о чем свидетельствуют находки археологов. Вышитые русские ткани находили в местах древних захоронений в Новгородской, Владимиро-Суздальской, Рязанской, Смоленской, Черниговской и Киевской землях. К сожалению, текстильные изделия не долговечны. Наиболее древние, выполненные золотом и шелками, относят к Х1-ХШ векам. Редко встречаются вышивки XVII XVIII столетий, и лишь образцов XIX начала XX века сохранилось довольно много, но могло быть и больше, если бы не скупщики старинных вещей, которые покупали вышитые изделия и выжигали из них серебро, уничтожая порой бесценные произведения народного искусства. Вес предметы декоративно-прикладного • искусства наглядно свидетельствуют, что вещи, окружающие человека в быту, почти всегда были нарядно украшены. Первоначально изображения и орнаменты носили прикладной характер служили оберегами, из поколения в поколение передавались иконографические,, технологические принципы и приемы изображения, но со временем в связи с утратой смыслового значения, приобрели характер просто традиционного украшения, приносящего эстетическое наслаждение и вносящего уют в будничную жизнь. . • Вышивка среди других способов украшения занимала одно из главенствующих мест в русском быту: на стол постилали скатертистолешники, кровать застилалась простыней с нарядно вышитым краем, который мог быть заменен подвесным подзором. В праздничные дни из сундуков доставали самые красивые полотенца: «платы», «убрусы», «наспишники», «накрючники», получившие свое название от деревянных крючьев и спиц, на которые их вывешивали. Полотенца украшали окна, угол |
тельности студентов по художественной обработке текстильных материалов (в частности, художественной вышивке). 1.3. Художественная вышивка как средство формирования творческой деятельности будущихучителей технологии, 1,3.1, Художественная вышивка врусском народном костюме (исторический аспект). Предметы декоративно-прикладного искусства наглядно свидетельствуют, что вещи, окружающие человека в быту, почти всегда украшались. Древние изображения и орнаменты носили прикладной характер служили оберегами, из поколения в поколение передавались иконографические, технологические принципы и приемы изображения. Со временем смысловое значение изображений стало забываться, орнаменты приобрели характер просто традиционного украшения, приносящего эстетическое наслаждение и вносящего уют в будничную жизнь. Вышивальное искусство известно нашему народу с древних времен, о чем свидетельствуют находки археологов. Вышитые русские ткани находили в местах древних захоронений: в Новгородской, Владимиро-Суздальской, Рязанской, Смоленской, Черниговской и Киевской землях. К сожалению, текстильные изделия не долговечны. Наиболее древние, выполненные золотом и шелками, относят к Х1-Х1И векам. Редко встречаются вышивки XVII XVIII столетий, и лишь образцов XIX начала XX века сохранилось довольно много. Вышивка среди других способов украшения занимала, чуть ли не главенствующее место в русском быту: на стол постилали скатертистолешники, кровать застилалась простыней с нарядно вышитым краем, который мог быть заменен подвесным подзором. В праздничные дни из сундуков доставали самые красивые полотенца: «платы», «убрусы», «наспишники», «накрючники», получившие свое название от деревянных крючьев и 45 |