75 От расположения вышитых орнаментов их роли в одежде и бытовых предметах перейдем к рассмотрению материалов, из которых изготовлялись эти изделия. Вышивка представляет собой особый способ орнаментации ткани или другого мягкого материала, в процессе которого нить при помощи иглы пропускается сквозь материал на изнанку и затем снова выводится на его лицевую поверхность. В качестве материала для создания вышивок разные народы ’ использовали как тканые материалы, созданные человеком, например, шерстяные, льняные ткани, плетенные из тростника, наподобие циновки, так и нетканые кожа, войлок, мех (вышивки народов крайнего севера). Использование того или иного определенного материала для вышивания чаще всего обусловлено климатическими и природными условиями, экономическим развитием страны, а так же традиционными материалами, применяемыми для изготовления одежды и некоторых предметов быта. Для нашего исследования наиболее значимыми являются материалы, традиционно применяемые в вышивках Центральной России и русского Севера. Наиболее доступными материалами для изготовления тканей в этих областях были шерстяные и растительные волокна. Неслучайно у восточных славян такое широкое распространение получили ткани из овечьей шерсти, льняные и конопляные. Московская, Ярославская, Костромская, Тверская губернии являлись крупнейшими поставщиками льняной ткани. Эти губернии в те далекие времена стали центрами льноткацкой кустарной промышленности. В то же время, для этих губерний, несмотря на развитие производства льняных тканей, характерно использование домотканого полотна. Имеются сведения, что уже в XVII в. появились крупные очаги ткацкого промысла, которые сосредоточены в различных областях Московского государства: Кадашово, Хамовники, Брейтово, Черкасово и др. «Для вышивки шло преимущественно тонкое отбеленное полотно вытканое из лучшего льна кужели (Новгородская губерния). Такого качества полотно называлось новина (Ярославская, Костромская губерния) или утина (Олонецкая губерния). Эти термины употреблялись еще в древних письменных источниках. Тонкая шерстяная ткань домашнего изготовления и сукно, так же служили материалом для вышивки, но эти материалы использовались главным образом в южнорусских областях. |
ка представляет собой особый способ орнаментации ткани или другого мягкого материала, в процессе которого нить при помощи иглы пропускается сквозь материал на изнанку и затем снова выводится на его лицевую поверхность. В качестве материаладля создания вышивок разные народы использовали как тканые материалы, созданные человеком, например, шерстяные, льняные ткани, плетеные из тростника, наподобие циновки, так и нетканые кожа, войлок, мех (вышивки народов крайнего севера). Использование того или иного определенного материала для вышивания чаще всего обусловлено климатическими и природными условиями, экономическим развитием страны, а так же традиционными материалами, применяемыми для изготовления одежды и некоторых предметов быта. Для нашего исследования наиболее значимыми являются материалы, традиционно применяемые в вышивках Центральной России ирусского Севера. Наиболее доступными материалами для изготовления тканей в этих областях были шерстяные и растительные волокна. Неслучайно у восточных славян такое широкое распространение получили ткани из овечьей шерсти, льняные и конопляные. Московская, Ярославская, Костромская, Тверская губернии являлись крупнейшими поставщиками льняной ткани. Эти губернии в те далекие времена стали центрами льноткацкой кустарной промышленности. В то же время, для этих губерний, несмотря на развитие производства льняных тканей, характерно использование домотканого полотна. Имеются сведения, что уже в XVII в. появились крупные очаги ткацкого промысла, которые сосредоточены в различных областях Московского государства: Кадашово, Хамовники, Черкасове и др. Для вышивки шло преимущественно тонкое отбеленное полотно вытканное из лучшего льна кужели (Новгородская губерния). Такого качества полотно называлось новина (Ярославская, Костромская губерния) или утина (Олонецкая губерния). Эти термины употреблялись еще в древних письменных источниках. 49 Тонкая шерстяная ткань домашнего изготовления и сукно, так же служили материалом для вышивки, но эти материалы использовались главным образом вюжнорусских областях. Большой популярностью в вышитых изделиях пользовался кумач, нашедший применение в изготовлении мужской и женской одежды, а так же в предметах быта концы полотенец, подзоры, которые вышивали тамбуром или крестом по канве. Приблизительно до первой половины XIX века применяли холст, окрашенный в темно-вишневый цвет, и хлопчатобумажнуюткань, отличавшуюся по цвету, от ярко-алого кумача концаXIXначала XX веков. Коленкор, миткаль, кисея, китайка использовались для вышивания различными видами швов. Бархат преимущественно для золотого шитья. Строченые работы выполняли преимущественно на батисте и маркизете. Материалы, которыми вышивали, отличаются разнообразием. Еще в древности восточные славяне используют для этих целей шелковые и хлопчатобумажные нити. Широко распространены вышивки крашеными шерстяными ильняными нитками. Вышивка шерстью, окрашенной в красный цвет корнем марены, в Тверской и Рязанской губерниях предшествовала вышиванию другими материалами. Было известно много различных способов окрашивания нитей натуральными, прежде всего растительными красителями корой деревьев, корнями, цветами, плодами, листьями. Нити, окрашенные природными красителями, в отличие от ярких анилиновых, имели приятный естественный оттенок, цвета были несколько приглушены, что способствовало созданию благородных сочетаний и отсутствию «крикливости» цвета. Для закрепления цвета нитки запекали в ржаном тесте, после этого они уже не линяли. Существовало множество способов окрашивания нитей, так, например, черный и серый цвета получали из дубовой коры, иногда при помощи сажи; желтые охристые оттенки из сока щавеля, луковой шелухи, гвоздики, цветов подсолнечника; зеленый из листьев тыквы, крапивы; голубой из отвара лес |