Проверяемый текст
Барышникова, Надежда Александровна. Формирование творческой деятельности будущих учителей технологии в процессе художественной обработки материалов : На примере вышивки (Диссертация 2004)
[стр. 78]

78 Другое его название полукрест, «досельный», то есть давнишний.
Мелкие стежки шва роспись располагаются в соответствии с ячейками ткани, по вертикали, горизонтали и диагонали, выполнялись преимущественно красной нитью.
Часто узор, выполненный этим швом, дополнялся цепочками квадратиков, треугольничков, ромбиков, зашитых гладью-стланью, ' в результате чего создавалась дырчатая огненно-красная поверхность.
Заполнение гладью-стланью особенно характерно для Олонецкой губернии, в частности для Каргополья.
Полосы меандра квадратиков, треугольников, выполненных красной
нитыо заполняют узор, а некоторые части узора «застилаются» разноцветным гарусом или шелком, чаще всего центры розеток, части фигур людей и животных.
В Олонецкой, Московской, Орловской губерниях получила распространение техника шитья косыми стежками по счету нитей.
Контуры узоров выполняются черной ниткой, сам узор зеленой, желтой, а фон красной.
Эта вышивка относится к односторонним, плотные косые стежки закрывают все поле холста, внешне напоминает гобелен.
Другой древний счетный способ вышивки вышивание косым крестом,
причем наиболее древним является двусторонний, позднее его сменит односторонний.
Мотивы счетной глади выполняются диагональными или зигзагообразными параллельными линиями, образованными из отдельных стежков, сдвинутых один относительно другого на равное количество нитей, что создает впечатление изрешеченной просветами поверхности узора.
Помимо счетных швов широкое распространение получили
строчевые вышивки, которые выполняются по разреженной ткани.
Вышивают по предварительно подготовленной сетке, состоящей из ровных квадратов, которая образуется благодаря аккуратно подрезанным и выдернутым нитям по основе и утку ткани.
Эти вышивки требуют большого трудолюбия и терпения, в связи с чем, о них упоминается даже в «Домострое» XVI в.

К строчевым вышивкам, выполненным по сетке, относятся белая строчка и цветная перевить.
Для некоторых губерний Калужской, части Смоленской, Рязанской, Московской, юго-западной части Тверской техника цветной перевита самая распространенная и известна издавна.
В других районах строчевые работы возникли лишь в XVII веке.

На Севере и центральных областях России распространение белой строчки относится к концу XVIII началу XX вв.

Разновидностью белой строчки является вышивание по тонкой плетеной сетке (филе), которое стало популярно в восьмидесятые годы
[стр. 52]

Наиболее древние исконно русские, так называемые, «глухие» по технике исполнения вышивки, выполненные счетными швами — швом набор и швом роспись [104].
Шов набором оказал влияние на ткачество и в отдельных областях был полностью заменен браным ткачеством.
Шитье набором (бранью, по браному) относится к счетным швам.
Работа выполняется швом вперед иголку, стежок ложится то сверху, то снизу, в результате на изнаночной стороне материала получается негативное изображение узора.
Двусторонний шов роспись, названный так первым исследователем русской народной вышивки Стасовым В.В., наиболее древний из известных, иногда его еще называют русским швом.
В некоторых областях России он получил название шов «по выметке», отражающее технологические особенности его выполнения, так как сначала контур рисунка выметывают швом вперед иголку, а затем заполняют пробелы в обратном направлении.
Другое его название полукрест, «досельный», то есть давнишний.
Мелкие стежки шва роспись располагаются в соответствии с ячейками ткани, по вертикали, горизонтали и диагонали, выполнялись преимущественно красной нитью.
Часто узор, выполненный этим швом, дополнялся цепочками квадратиков, треугольничков, ромбиков, зашитых гладью-стланью, в результате чего создавалась дырчатая огненно-красная поверхность.
Заполнение гладью-стланью особенно характерно для Олонецкой губернии, в частности для Каргополья.
Полосы меандра квадратиков, треугольников, выполненных красной
нитью заполняют узор, а некоторые части узора «застилаются» разноцветным гарусом или шелком, чаще всего центры розеток, части фигур людей и животных.
В Олонецкой, Московской, Орловской губерниях получила распространение техника шитья косыми стежками по счету нитей.
Контуры узоров выполняются черной ниткой, сам узор зеленой, желтой, а фон — красной.
Эта вышивка относится к односторонним, плотные косые стежки закрывают все поле холста, внешне напоминает гобелен.
Другой древний счетный способ вышивки вышивание косым крестом,
52

[стр.,53]

причем наиболее древним является двусторонний, позднее его сменит односторонний [104, С.50.].
Мотивы счетной глади выполняются диагональными или зигзагообразными параллельными линиями, образованными из отдельных стежков, сдвинутых один относительно другого на равное количество нитей, что создает впечатление изрешеченной просветами поверхности узора.
Помимо счетных швов широкое распространение получили
строченые вышивки, которые выполняются по разреженной ткани.
Вышивают по предварительно подготовленной сетке, состоящей из ровных квадратов, которая образуется благодаря аккуратно подрезанным и выдернутым нитям по основе и утку ткани.
Эти вышивки требуют большого трудолюбия и терпения, в связи с чем, о них упоминается даже в «Домострое» XVI в.

[61, С.
24].
К строчевым вышивкам, выполненным по сетке, относятся белая строчка и цветная перевить.
Для некоторых губерний Калужской, части Смоленской, Рязанской, Московской, юго-западной части Тверской техника цветной перевита самая распространенная и известна издавна.
В других районах строчевые работы возникли лишь в XVII веке
[104, С.
50].
На Севере и центральных областях России распространение белой строчки относится к концу XVIII началу XX вв/
[104, С.
52].
Разновидностьюбелой строчки является вышивание по тонкой плетеной сетке (филе), которое стало популярно в восьмидесятые годы
восемнадцатого столетия.
При этом сюжеты выполненные по филейной сетке и перевитью по своему сюжетному ’орнаменту не отличались друг отдруга.
Техника тамбур получила свое название от фр.
tambur барабан; tambur a broder круглые пяльца для вышивания.
Русские названия этого шва: «в петлю», «петелькой», «в цепочку», «косичку», «плетешок» отражают характерные особенности шва, состоящего из цепочки петелек, выполнявшихся при помощи крючка или иглы с загнутым концом [104, С.
53].
Активному проникновению тамбурного шва в русские вышивки способствовало появле53

[Back]