Проверяемый текст
Барышникова, Надежда Александровна. Формирование творческой деятельности будущих учителей технологии в процессе художественной обработки материалов : На примере вышивки (Диссертация 2004)
[стр. 84]

84 .стройную систему образов, где красной нитью проходит основная тема поэтическое повествование, преклонение и воспевание сил природы, .
дарующих благо человеку.
Среди композиционных решений народных вышивок, часто обусловленных формой текстильного изделия, встречаются замкнутые композиции, но все же преобладающим и наиболее характерным типом расположения орнамента являются фризы.
Фризовые композиции, в большинстве случаев состоят не из одной, а из двух, трех, а порой и более полос орнамента, образующих единое целое.
Чисто фризовый характер носит оформление подзоров, что обусловлено самой формой этого изделия.
Даже замкнутые композиции, образованные, как правило, из отдельных горизонтальных полос, движение которых остановлено поперечными полосами, относят к фризовым композициям.
Наиболее распространенными в народной вышивке являются сюжетные и геометрические композиции.
В русской вышивке, в отличие от ткачества, геометрический орнамент редко звучит отдельной темой, скорее выступает в качестве аккомпанемента к основной теме сюжетной композиции.
Геометрический орнамент является наиболее древним орнаментом, его композиционная система отшлифовывалась веками, вероятно поэтому, не смотря на кажущуюся простоту, композиции, составленные из простых геометрических фигур столь выразительны.

Расположение геометрических мотивов в орнаменте рассчитано на определенный эмоциональный эффект, известно, что человек по-разному воспринимает геометрические фигурысоздающие иллюзию устойчивости или движения.
С точки зрения геометрии, квадрат, изображенный на плоскости, в любом положении остается квадратом, орнамент, составленный из квадратов, вытянувшихся в ряд и поставленных на одну из сторон, производит иное впечатление, нежели узор из тех же квадратов, поставленных на угол.
В первом случае фигуры, ограниченные вертикальными и горизонтальными линиями, создают впечатление устойчивости, даже некоторой тяжеловесности; во втором
диагональное расположение линий, образующих стороны квадратов, вносятэлемент движения.
Наиболее полюбившимся орнаментом в вышивке стал орнамент из ромбов.
Название «ромбический орнамент» часто применяется здесь
условно, так как часто эти фигуры представляют собой поставленные на угол квадраты.
Встречаются и ромбы, но они приобрели такую форму скорее из-за различной толщины нитей основы и утка ткани, поэтому квадраты начинают
[стр. 55]

древний и мощный пласт в русской народной вышивке, сохранившийся вплоть до конца XIX начала XX вв.
Такие орнаменты объединены в стройную систему образов, где красной нитью проходит основная тема поэтическое повествование, преклонение и воспевание сил природы, дарующих благо человеку.
Среди композиционных решений народных вышивок, часто обусловленных формой текстильного изделия, встречаются замкнутые композиции, но все же преобладающим и наиболее характерным типом расположения орнамента являются фризы.
Фризовые композиции, в большинстве случаев состоят не из одной, а из двух, трех, а порой и более полос орнамента, образующих единое целое.
Чисто фризовый характер носит оформление подзоров, что обусловлено самой формой этого изделия.
Даже замкнутые композиции, образованные, как правило, из отдельных горизонтальных полос, движение которых остановлено поперечными полосами, относят к фризовым композициям.
Наиболее распространенными в народной вышивке являются сюжетные и геометрические композиции.
В русской вышивке, в отличие от ткачества, геометрический орнамент редко звучит отдельной темой, скорее выступает в качестве аккомпанемента к основной теме сюжетной композиции.
Геометрический орнамент является наиболее древним орнаментом, его композиционная система отшлифовывалась веками, вероятно поэтому, не смотря на кажущуюся простоту, композиции составленные из простых геометрических фигур столь выразительны.

Человек по-разному воспринимает геометрические фигуры
создающие иллюзию устойчивости или движения.
С точки зрения геометрии, квадрат, изображенный на плоскости в любом положении остается квадратом, орнамент, составленный из квадратов вытянувшихся в ряд и поставленных на одну из сторон, производит иное впечатление, нежели узор из тех же квадратов, поставленных на угол.
В первом случае фигуры, ограниченные вертикальными и горизонтальными линиями, создают впечатление устойчивости, даже некоторой тяжеловесности; во втором
диаго55

[стр.,56]

налъное расположение линий, образующих стороны квадратов, вносят элементдвижения.
Наиболее полюбившимся орнаментом в вышивке стал орнамент из ромбов.
Название «ромбический орнамент» часто применяется здесь
условно, так как часто эти фигуры представляют собой поставленные на угол квадраты.
Встречаются и ромбы, но они приобрели такую форму скорее из-за различной толщины нитей основы и утка ткани, поэтому квадраты начинают
растягиваться по горизонтали, или же вытягиваются по вертикали.
Такие изменения претерпевал геометрический орнамент в счетных вышивках, которые базировались на счете нитей основы иутка.
Преобладание в русском текстиле орнаментов очерченных диагональными линиями, не только придает ему живость, но и позволяет разнообразить узорную полосу, вписывая в оставшиеся незаполненными места, дополнительные фигуры.
Геометрические орнаменты русской вышивки можно подразделить на две большие группы: одна ближе к текстильному орнаменту центральной России, другая характерна лишь для нескольких северных районов, населенных русскими и финно-уграми.
Первой группе свойственны узоры простые, четкие, ясные соотношения.
Они строятся чаще всего в виде фриза, его сетчато-ралортные линии как нельзя лучше подходят для вышивок перевитью и строчевых работ.
Ромбические мотивы, имеющие горизонтальную ось симметрии, обычно дополняются треугольными фигурами -половинками тех же мотивов или фигурками, которые вписываются в просветы не заполненные ромбами.
Строго симметричные фигуры и общая композиция вышивки, дополняются орнаментом, отделенным от основного мотива неширокими просветами фона, состоящим из различно разработанного зигзага или входящих друг в друга треугольников, вершины которых направлены то вверх, то вниз.
Диагональное движение, придающее орнаменту динамичность, остановлено прямыми линиями расположенными сверху и снизу, за счет чего орнамент легко читается и от56

[Back]