86 Вышивки, имеющие финно-угорские корни, отличаются большой узорчатостью и орнаментальностью. В них нет противопоставления фигур фону, что обусловило большую равномерность заполнения ткани узором и отсутствие в нем ярко выраженных акцентов. Орнамент составлен так, что от основной фигуры отходит множество отростков, каждая последующая фигура сплетается с другой, образуя замысловатую вязь. В таких орнаментах ромбическая основа прослеживается с трудом. Подобные узоры, выдержанные в мелком частом ритме, составленные из бесконечно повторяющихся или' однородных деталей встречаются у народов бассейна рек Мезени, Пинеги, Вычегды, тверских карел и коми. Геометрические орнаменты всегда симметричны по вертикали и чаще всего по горизонтали, что способствует их четкому и ясному восприятию. Узор из геометрических фигур часто заключался в рамку, становясь, таким образом, замкнутой композицией. Классическим примером замкнутых • композиций с геометрическим орнаментом являются оплечья каргоиольских и белозсрских рубах. Большая плотность узора, вышитого различными швами почти без пропусков фона, как ковер отличает эти оплечья от северо-западных вышивок с изобразительными мотивами и геометрических орнаментов Тарногского района Вологодской области. Общая композиция оплечий очень устойчива: центральный прямоугольник с примыкающими к нему сверху и снизу дополнительными полосками, по краям охвачен узорной рамкой, несколько более развитой на длинной стороне прямоугольника. Вышивка оплечий только часть оформления рубахи, но пропорции замкнутой композиции так . гармоничны, орнамент выверен и совершенен, что даже по отдельности они смотрятся как законченные произведения русского вышивального искусства. Четко прослеживающаяся вертикальная направленность геометрических мотивов, возможно, связана с чисто эстетическими причинами, гак как ярко выраженные вертикали уравновешивают горизонтали узорных полос, а возможно, в этом прослеживается аналогия с деревом и вертикальностью человеческой фигуры. Чувство «верха» и «низа» особенно сильно ощущается в северозападных вышивках росписью. Круг мотивов этих вышивок значительно шире, композиция ритмична и сложна, более четко выражена изобразительность. Техника вышивания диктует особенности построения . орнаментальных композиций. Основной модуль орнамента тонкий » |
личается спокойствием и уравновешенностью. Второй группе свойственны вышивки, отличаются большой узорчатостью и орнаментальностью. В них нет противопоставления фигур фону, что обусловило большуюравномерность заполнения ткани узором иотсутствие в нем ярко выраженных акцентов. Орнамент составлен так, что от основной фигуры отходит множество отростков, каждая последующая фигура сплетается сдругой, образуя замысловатую вязь. Чувство «верха» и «низа» особенно сильно ощущается в северозападных вышивках росписью. Круг мотивов этих вышивок значительно шире, композиция ритмична и сложна, более четко выражена изобразительность. Техника вышивания диктует особенности построения орнаментальных композиций. Основной модуль орнамента — тонкий линейный стежок, имеющий всего три направления: по вертикали, горизонтали либо по диагонали. Контуры фигур заполняются то квадратиками, то зигзагообразными линиями, орнамент покрывает собой ткань как тонкая графическая сетка, сквозь которую просвечивает фон, в одном месте больше, вдругом меньше. В вышивках западных районов русского Севера шов роспись нередко сочетался с другими видами швов, например, набором, счетной и несчетной гладью. При этом сохраняется легкий, как бы кружевной характер узора, но фактура обогащалась, и узор становился наряднее. Узоры вышивок росписью с изобразительными мотивами, в большинстве случаев имеют фризовое построение или образуют замкнутые композиции. В обоих случаях орнамент, заполняя ткань, расположен преимущественно горизонтальными полосами. Самым распространенным типом композиции среди таких вышивок является композиция из двух полос: широкой (главной) и узкой (примыкающей к ней снизу). Узкая полоса выступает в роли земли, на которой разворачивается действие: стоят фигуры женщин, всадников, птицы, деревья. Над ними простирается бесконечное пространство холста-неба. Полоса «земли» может быть изображена в виде одной тонкой полоски, но гораздо чаще встречаются |