87 линейный стежок, имеющий всего три направления:, по вертикали, горизонтали либо по диагонали. Контуры фигур заполняются то квадратиками, то зигзагообразными линиями; орнамент покрывает собой ткань как тонкая графическая сетка, сквозь которую просвечивает фон, в одном месте больше, в другом меньше. Узоры, вышитые росписью, легки, подвижны. В вышивках западных районов русского Севера шов роспись нередко сочетался с другими видами швов, например, набором, счетной и несчетной гладью. При этом сохраняется легкий, как бы кружевной характер узора, но фактура обогащалась, и узор становился наряднее. ' . Узоры вышивок росписью с изобразительными мотивами, в большинстве случаев имеют фризовое построение или образуют замкнутые композиции. В обоих случаях орнамент, заполняя. ткань, расположен преимущественно горизонтальными полосами. Самым распространенным типом композиции среди таких вышивок является композиция из двух полос: широкой главной и узкой, примыкающей к ней снизу. Узкая полоса выступает в роли земли, на которой разворачивается действие: стоят фигуры женщин, всадников, птицы; деревья. Над ними простирается бесконечное пространство холста-неба: Полоса «земли» может быть изображена ’в виде одной тонкой полоски, но гораздо чаще встречаются вышивки, где, • превращаясь во вторую неширокую орнаментированную полосу, поддерживает и дополняет основную тему. Дополнительная полоса всегда уже основной приблизительно в 8-9 раз, хотя в отдельных случаях это соотношение колеблется от 1:4 до 1:14. Данные об отношении широкой полосы к дополнительной выведены на основании обмера значительного количества образцов вышивок росписью Музея народного искусства в ■ Москве, . Сергиево-Посадского историкохудожественного музея и ряда краеведческих музеев И.П. Работновой. ’ Узкая полоса усиливает общее впечатление и не содержит мотивов,, которые повторяли бы главную полосу. Узор этой полоски может состоять из одинаковых мелких фигурок одноглавых и двуглавых птиц, ромбиков, звездочек и прочих геометрических форм, которые в древности имели символическое значение, а так же зигзагообразные и растительные мотивы. Сходные композиции из двух • или трех полос, на каждой из которых развертывалось отдельное, но связанное с общей темой действие, можно встретить в расписных прялках, русских иконах. |
личается спокойствием и уравновешенностью. Второй группе свойственны вышивки, отличаются большой узорчатостью и орнаментальностью. В них нет противопоставления фигур фону, что обусловило большуюравномерность заполнения ткани узором иотсутствие в нем ярко выраженных акцентов. Орнамент составлен так, что от основной фигуры отходит множество отростков, каждая последующая фигура сплетается сдругой, образуя замысловатую вязь. Чувство «верха» и «низа» особенно сильно ощущается в северозападных вышивках росписью. Круг мотивов этих вышивок значительно шире, композиция ритмична и сложна, более четко выражена изобразительность. Техника вышивания диктует особенности построения орнаментальных композиций. Основной модуль орнамента — тонкий линейный стежок, имеющий всего три направления: по вертикали, горизонтали либо по диагонали. Контуры фигур заполняются то квадратиками, то зигзагообразными линиями, орнамент покрывает собой ткань как тонкая графическая сетка, сквозь которую просвечивает фон, в одном месте больше, вдругом меньше. В вышивках западных районов русского Севера шов роспись нередко сочетался с другими видами швов, например, набором, счетной и несчетной гладью. При этом сохраняется легкий, как бы кружевной характер узора, но фактура обогащалась, и узор становился наряднее. Узоры вышивок росписью с изобразительными мотивами, в большинстве случаев имеют фризовое построение или образуют замкнутые композиции. В обоих случаях орнамент, заполняя ткань, расположен преимущественно горизонтальными полосами. Самым распространенным типом композиции среди таких вышивок является композиция из двух полос: широкой (главной) и узкой (примыкающей к ней снизу). Узкая полоса выступает в роли земли, на которой разворачивается действие: стоят фигуры женщин, всадников, птицы, деревья. Над ними простирается бесконечное пространство холста-неба. Полоса «земли» может быть изображена в виде одной тонкой полоски, но гораздо чаще встречаются вышивки, где, превращаясь во вторую неширокую орнаментированную полосу, поддерживает и дополняет основную тему. Данные об отношении широкой полосы к дополнительной выведены на основании обмера значительного количества образцов вышивок росписью Музея народного искусства в Москве, Сергиев-Посадского историко-художественного музея и ряда краеведческих музеев [127]. Дополнительная полоса всегда уже основной приблизительно в 8-9 раз, хотя в отдельных случаях это соотношение колеблется от 1:4 до 1:14. Узкая полоса усиливает общее впечатление и не содержит мотивов, которые повторяли бы главную полосу. Узор этой полоски может состоять из одинаковых мелких фигурок одноглавых и двуглавых птиц, ромбиков, звездочек и прочих геометрических форм, которые в древности имели символическое значение, а также зигзагообразные и растительные мотивы. Для двухярусных композиций выполненных в технике характерно в качестве неба было принято оставлять не зашитое пространство ткани, втрехярусных узор верхней полосы выполнял роль декоративного дополнения центральной полосы и не носил смысловой нагрузки. В главной полосе фриза чередуются обычно две фигуры: женщины с цветами или птицами в руках и дерева, женщины и всадника, птицы и дерева. Повторение одной и той же фигуры или геометрического узора более характерно для дополнительной полосы. Широкое распространение двухфигурной композиции не случайное явление в народном искусстве. Однообразие свойственное однофигурным фризам нарушается введением дополнительной фигуры, по очертаниям и размерам отличной от первой. Их чередование не дает глазу утомляться, а различное начертание позволяет воспринимать каждую в отдельности. При многократном повторении многофигурных сцен во фризе, каждая из них читается как единый мотив (см. рис 8, 9). Мотивы женской фигуры и дерева даны в народной вышивке всегда строго фронтально и симметрично, мотивы коней и птиц в профиль. Чередование во фризе мотивов различных очертаний подчеркивает общий ритм рисунка. Мотив женской фигуры и дерева всегда дается так, что в нем под |