Проверяемый текст
Барышникова, Надежда Александровна. Формирование творческой деятельности будущих учителей технологии в процессе художественной обработки материалов : На примере вышивки (Диссертация 2004)
[стр. 89]

89 успокаивается здесь тем, что нижняя полоска строится ’ из симметрично решенных мотивов.
.
Сюжетные сцены, скомпонованные по обе стороны .
центральной вертикальной оси, обычно украшают концы полотенец.
Чаще всего такие трехчастные композиции составлены из женской фигуры, которая может быть заменена деревом, окруженной всадниками или птицами, движение которых направлено к центру.
Это движение завершается и успокаивается в центральной вертикали, подчеркнутой и усиленной фигурами всадников.

В сценах с птицами по бокам женской фигуры или дерева движение к центру еще более выражено, так как отсутствуют дополнительные вертикали.
По своему построению мотивы вышивок этого типа представляют собой повторяющиеся симметричные отдельно взятые трехчастные группы фигур, составляющие фризовый орнамент подолов рубах, подзоров.
Отдельно взятая такая сцена имеет центральную ось композиции,
приобретает самостоятельное значение и при окаймлении ее с боков становится замкнутой композицией.
• Часто композиция вышивки .зависит от техники вышивания.
Так вышивка тамбуром значительно отличается от счетных вышивок, линии могут располагаться в любом направлении, все контуры мягко круглятся, основные мотивы орнамента и его детали
рисуются одинаково округлыми линиями, а геометричность вообще отсутствует.
Мотивы вышивок тамбуром остаются традиционными, однако,-вводится ряд приемов характерных для вышивок росписью: они ,: строятся симметрично по отношению к центральной оси, не замкнуты сверху, имеют базу в виде узорной полоски внизу,
но орнамент располагается на ткани более свободно.
Существуют и отличия от росписи, например, для тамбура очень характерны композиции, состоящие из трех больших
пветков-розеток, заполняющих все поле края полотенца, но это совсем не характерно для шва росписи.
' • В некоторых вышитых, тамбуром полотенцах деление на полосы прослеживается более четко, причем соблюдаются и пропорциональные соотношения.
Главная полоса с симметричным по вертикали узором всегда шире дополнительных.
Многополосные вышивки тамбуром были распространены в Тарногском и Тотемском районах Вологодской области.
Композиция обычно состояла из 5-6 полос, причем вышивка тамбуром часто дополнялась вышивкой другими швами, вставками из полос узорной ткани или кумача, выложенного уголками, вязаного кружева.
[стр. 59]

черкивается главное действующее лицо животворящая мать-земля.
Она занимает большее место, что привлекает к ней внимание в первую очередь, создавая впечатление орнаментального рассказа о взаимосвязанных явлениях природы.
Сюжетные сцены, скомпонованные по обе стороны центральной вертикальной оси, обычно украшают концы полотенец.
Чаще всего такие трехчастные композиции составлены из женской фигуры, которая может быть заменена деревом, окруженной всадниками или птицами, движение которых направлено к центру.
Это движение завершается и успокаивается в центральной вертикали, подчеркнутой и усиленной фигурами всадников.

По своему построению мотивы вышивок этого типа представляют собой повторяющиеся симметричные отдельно взятые трехчастные группы фигур, составляющие фризовый орнамент подолов рубах, подзоров.
Отдельно взятая такая сцена имеет центральную ось композиции
и приобретает самостоятельное значение.
Техника вышивания оказывает значительное влияние на композицию вышивки.
Так вышивка тамбуром значительно отличается от счетных вышивок, линии могут располагаться в любом направлении, все контуры мягко круглятся, основные мотивы орнамента и его детали
рисуются одинаково округлыми линиями, а геометричность вообще отсутствует.
Мотивы вышивок тамбуром остаются традиционными, однако, вводится ряд приемов характерных для вышивок росписью: они строятся симметрично по отношению к центральной оси, не замкнуты сверху, имеют базу в виде узорной полоски внизу.

Существуют и отличия от росписи, например, для тамбура очень характерны композиции состоящие из трех больших
цветков-розеток, полностью заполняющих поле края полотенца, что совсем не характерно для шва росписи.
Любая техника вышивки позволяетдобиваться очень точной, даже можно сказать натуралистической передачи окружающей действительности.
Подобного рода вышивки укоренились в мещанской среде под влиянием Запада

[Back]