92 композиции отягощаются излишними деталями. Не всегда органично соединение различных техник вышивания, нашивок из кумача, ситца, машинного кружева. В орнаменте отдельных полос еще удерживаются древние мотивы, но теряется ритмическая связь между элементами узора, исчезает композиционное равновесие межу пространством фона и узором. Орнамент становится набором отдельных случайных элементов, перестает быть слаженным единым организмом. Воскрешение мотивов народного орнамента произошло в наши дни, появился интерес, стало близким содержание узоров как воспевание красоты •и гармонии природы, совершенства мира. Именно в этом содержании открывается новая грань понимания мотивов русского народного орнамента как символов национального в современном русском декоративноприкладном искусстве. К сожалению, часто использование этого богатства орнаментов идет лишь по линии заимствования мотивов, без достаточного внимания к композиции орнамента. В современных вышивках нередко отсутствует равновесие между узором и фоном, ритмическое единство определенной системы линий, красота пропорций отдельных частей узора словом, те качества, которые особенно ярко отличали русскую народную вышивку прошлого. Понимание и знание основ композиции древнерусской вышивки, на наш • взгляд, значительно повышает уровень специальной подготовки учащихся и способствует восстановлению графической системы, красоты пропорций узоров и получению в результате творческой работы над композицией вышивки качественных и грамотных работ, имеющих «национальные корни». Орнаментация предметов обихода русского крестьянства с давних пор связана с выполнением разных обрядов, которые сопровождали все этапы жизни человека. Как не было бессмысленных обрядов, так и узоры, украшавшие утварь и одежду людей, несли в себе определенный смысл и информацию. Чаще всего мотивы орнаментов, а так же и сами формы предметов, например, конька на крыше или ковша-птицы выполняли функцию оберега. Огромное внимание уделялось украшению текстильных бытовых предметов. Особенно богато орнаментировалась одежда, полотенца, ширинки, подзоры, связанные, со свадебным обрядом, погребальным и родильным ритуалами, а так же с праздниками входящими в цикл сельскохозяйственных работ. Мотивы орнаментов до последнего времени |
фигур. Там где техника исполнения позволяла, мотивы орнамента приобретают округлые очертания. Для всего русского искусства восемнадцатый век был особенно плодотворным, именно в этом столетии создавались, если судить по сюжетам и стилистическим особенностям орнамента, самые сложные композиции, в народное искусство активно проникали новые мотивы. Архаические сюжеты переосмыслялись в декоративно-сказочные, приобретали живописность, особую яркость звучания цвета, сохраняя ритмическую и композиционную цельность. С конца XIX в. быстро начинает ломаться, устоявшийся многовековой уклад деревенского быта, забываются многие традиционные мотивы орнамента, вышивка тамбуром и крестом вытесняет более трудоемкие строчевые и счетные швы. Исчезает логика в построении узоров, композиции отягощаются излишними деталями, теряется ритмическая связь между элементами узора, исчезает композиционное равновесие межу пространством фона и узором. Орнамент становится набором отдельных случайных элементов, перестает быть слаженным единым организмом. В настоящее время в содержании содержании художественной вышивки открывается новая грань понимания мотивов русского народного орнамента как символов национального в современном русском декоративноприкладном искусстве. Однако, часто использование этого богатства орнаментов идет лишь по линии заимствования мотивов, без достаточного внимания к композиции орнамента. В современных вышивках нередко отсутствует равновесие между узором и фоном, ритмическое единство определенной системы линий, красота пропорций отдельных частей узора именно, те качества, которые особенно ярко отличали русскую народную вышивку прошлого. Понимание и знание основ композиции древнерусской вышивки, на наш взгляд, значительно повысило бы уровень профессиональной подготовки студентов ФТП будущих учителей технологии. Это в полной мере способ61 ствовало бы восстановлению графической системы, красоты узоров, имеющих «национальные корни», и получению (в результате творческой работы над композицией художественной вышивки) качественно выполненных изделий декоративно-прикладного искусства. 1.3.3. Изучение семантики геометрических изображений в орнаменте русской вышивки. Узоры, украшавшие утварь и одежду людей с давних пор несли в себе определенный смысл и информацию. Чаще всего мотивы орнаментов, а так же и формы предметов, выполняли функцию оберега (например, конек на крыше или ковш-птица). Особенно богато орнаментировались текстильные бытовые предметы, связанные со свадебным обрядом, погребальным и родильным ритуалами, а так же с праздниками входящими в цикл сельскохозяйственных работ. Мотивы орнаментов до последнего времени были традиционными, часто архаичными. Так, например, в вышивке, ткачестве встречаются такие языческие образы, как «древо жизни», «поклонение богине Матери Земле», «всадники», «лягушечки» и т. д. Большим смыслом наполнены композиции геометрического орнамента, являющегося наиболее ранней формой орнаментации. Неудивительно, что на семантике геометрических изображений отразились сокральные представления наших предков. В мифопоэтических и религиозных системах распространенными геометрическими символами являются крест, круг и квадрат или ромб. Причем их изображения часто комбинируются, перетекаютдруг вдруга, синтезируются. Известно большое разнообразие толкований геометрических символов. Главная идея круга и квадрата разграничение пространства внутреннего и внешнего. Он подчеркивает идею центра и основных направлений, идущих изнутри вовне. Крест может выступать как модель человека, антропоморфно |