Проверяемый текст
Барышникова, Надежда Александровна. Формирование творческой деятельности будущих учителей технологии в процессе художественной обработки материалов : На примере вышивки (Диссертация 2004)
[стр. 93]

93 были традиционными, часто архаичными.
Так, например, в вышивке, ткачестве,
других видах искусства встречаются такие языческие образы, как «древо жизни», «поклонение богине Матери Земле», «всадники», «лягушечки» и т.
д.
Большим смыслом наполнены композиции геометрического орнамента.

Надо отмстить, что геометрические мотивы орнамента тесно связаны с ранними формами текстильного производства.
Безусловно, геометрический орнамент эго наиболее ранняя форма орнаментации.
Неудивительно, что на семантике геометрических изображений отразились
сакральные представления наших предков.
Можно предположить, что позднейшее значение орнамента как оберега от злых сил было первоначально только одной из его функций.
В мифопоэтических и религиозных системах распространенными геометрическими символами являются крест, круг и квадрат или ромб.
Причем их изображения часто комбинируются, перетекают друг в друга, синтезируются.

Главная идея круга и квадрата разграничение пространства внутреннего и внешнего.

Крест подчеркивает идею центра и основных направлений, идущих изнутри вовне.
Крест может выступать как модель человека, антропоморфного
божества; как геометризированный вариант мирового древа.
Крест может обозначать и солярный знак перекрещивающиеся лучи.
Во многих историко-культурных традициях
крест символизирует жизнь, бессмертие, активное мужское начало.
В большинстве языков названия креста принадлежат мужскому роду.
Возникновение образа креста относят к неолиту.

• * С классом изображений креста связана так же и «ярга» свастика один из религиозных знаков древнеиндийского культа (др.
индийское
зуазйка связанное с благом).
Чаще загнутые концы креста направлены по часовой стрелке, иногда они приобретают округлую форму.
Свастику
рассмагривают как солярный символ, знак света и щедрости, обозначающий благоприятный, счастливый объект.
Круг выражает идею единства, бесконечности и законченности, высшего совершенства.
Мотив связан с суточным годовым движением солнца, поэтому не кажется случайным, широко распространенное словосочетание «круглый год».
Круг часто символизирует само солнце,
в разных видах искусства изображается в виде многоугольника, ромба, квадрата, связывается с женским началом.
[стр. 62]

ствовало бы восстановлению графической системы, красоты узоров, имеющих «национальные корни», и получению (в результате творческой работы над композицией художественной вышивки) качественно выполненных изделий декоративно-прикладного искусства.
1.3.3.
Изучение семантики геометрических изображений в орнаменте русской вышивки.
Узоры, украшавшие утварь и одежду людей с давних пор несли в себе определенный смысл и информацию.
Чаще всего мотивы орнаментов, а так же и формы предметов, выполняли функцию оберега (например, конек на крыше или ковш-птица).
Особенно богато орнаментировались текстильные бытовые предметы, связанные со свадебным обрядом, погребальным и родильным ритуалами, а так же с праздниками входящими в цикл сельскохозяйственных работ.
Мотивы орнаментов до последнего времени были традиционными, часто архаичными.
Так, например, в вышивке, ткачестве
встречаются такие языческие образы, как «древо жизни», «поклонение богине Матери Земле», «всадники», «лягушечки» и т.
д.
Большим смыслом наполнены композиции геометрического орнамента,
являющегося наиболее ранней формой орнаментации.
Неудивительно, что на семантике геометрических изображений отразились
сокральные представления наших предков.
В мифопоэтических и религиозных системах распространенными геометрическими символами являются крест, круг и квадрат или ромб.
Причем их изображения часто комбинируются, перетекаютдруг вдруга, синтезируются.

Известно большое разнообразие толкований геометрических символов.
Главная идея круга и квадрата разграничение пространства внутреннего и внешнего.

Он подчеркивает идею центра и основных направлений, идущих изнутри вовне.
Крест может выступать как модель человека, антропоморфно


[стр.,63]

го божества; как геометризированный вариант мирового древа.
Крест может обозначать и солярный знак перекрещивающиеся лучи.
Во многих историко-культурных традициях
он символизирует жизнь, бессмертие, активное мужское начало.
В большинстве языков названия креста принадлежат мужскому роду.
Возникновение образа креста относят к неолиту.

К классу изображений креста относится также и свастика один из религиозных знаков древнеиндийского культа (др.
индийское
svastika связанное с благом).
Чаще загнутые концы креста направлены по часовой стрелке, иногда они приобретают округлую форму.
Свастику
рассматривают как солярный символ, знак света и щедрости, обозначающий благоприятный, счастливый объект.
Круг выражает идею единства, бесконечности и законченности, высшего совершенства.
Мотив связан с суточным годовым движением солнца, поэтому не кажется случайным, широко распространенное словосочетание «круглый год».
Круг часто символизирует само солнце,
связывается с женским началом.
Основным значением квадрата в разных источниках являются порядок, истина, мудрость, честь, земля.
Квадрат и круг образуют горизонтальную плоскость для «древа мирового».
Во многих культурах картины «модели мира» вписывают в квадрат, что позволяет судить о соотнесении квадрата и космоса.
Как производная от квадрата ромб вероятно, так же был связан с символом земли и плодородия.
Судя по месту в различных композициях, он мог обозначать землю, растение и женщину одновременно.
Следует отметить, что космическое значение крестобразных, квадратных, круглых фигур как .языческих солярных символов присуще орнаменту русской вышивки [8;9].
В раскрытии семантики орнаментов русской вышивки достигнуто немало успехов.
Однако, не все еще ясно.
Часто в понимании языка орнамента большую роль играет его название, происходящее от техники выполнения, от материала от места происхождения узора.
Например, геометрические узоры вышивки характерные для определен

[Back]