94 Основным значением квадрата в разных источниках являются порядок, истина, мудрость, честь, земля. Квадрат и круг образуют горизонтальную плоскость для «древа мирового». Во многих культурах картины «модели мира» вписывают в квадрат, что позволяет судить о соотнесении квадрата и космоса. Часто противопоставляется кругу. Как производная от квадрата ромб вероятно, так же был связан с символом земли и плодородия. Судя по месту в различных композициях, он мог обозначать землю, растение и женщину одновременно. Космическое значение крестообразных, квадратных, круглых фигур как языческих символов раскрыто на многих образцах искусства народов мира. Эти языческие, солярные образы присущи и орнаменту русской вышивки. Архаические сюжеты русской народной вышивки, дошедшие до нас во множестве вариантов, позволяют проследить устойчивость определенных черт, увидеть в них повторяющиеся, общие места. Таким образом, можно говорить о традиционных мотивах, сохраненных поколениями мастеров, отчасти потерявших в сознании людей свой смысл, но в сочетании с другими источниками терминология узоров, фольклор, эти мотивы доступны для исследователей. В раскрытии семантики орнаментов русской вышивки достигнуто • немало успехов. Однако, не все еще ясно. Часто в понимании языка орнамента большую роль играет его название. Правда название узора может происходить от техники выполнения от материала или от места . происхождения. • Геометрические узоры вышивки имеют разные названия: «шашечки»,« клубочки», «пояски», «веревочки» (Олонецкая губерния); «городки», «кубики», «оконца», «крестам», «кругам» (Новгородская губерния); «ласточкино гнездечко» (Тверская губерния) и многие другие, характерные для определенной местности. Один и тот же мотив в разных губерниях мог носить разное название. Так Рязанский «репей», «арепей», в Вологодской губернии «крючья», «козелки», этот же мотив в Тверской губернии • «большой и малый выон» и «кривонога» в Воронежской губернии. Многие узоры со временем приобрели жанровый характер, но первоначально они отражали не бытовые сюжеты, а были связаны в основе своей с древними мифологическими представлениями. Черты, устойчиво повторяющиеся в разных вариантах орнаментации текстильных изделий, позволяют считать рассматриваемые узоры не просто игрой воображения мастериц, а глубоко традиционными. |
го божества; как геометризированный вариант мирового древа. Крест может обозначать и солярный знак перекрещивающиеся лучи. Во многих историко-культурных традициях он символизирует жизнь, бессмертие, активное мужское начало. В большинстве языков названия креста принадлежат мужскому роду. Возникновение образа креста относят к неолиту. К классу изображений креста относится также и свастика один из религиозных знаков древнеиндийского культа (др. индийское svastika связанное с благом). Чаще загнутые концы креста направлены по часовой стрелке, иногда они приобретают округлую форму. Свастику рассматривают как солярный символ, знак света и щедрости, обозначающий благоприятный, счастливый объект. Круг выражает идею единства, бесконечности и законченности, высшего совершенства. Мотив связан с суточным годовым движением солнца, поэтому не кажется случайным, широко распространенное словосочетание «круглый год». Круг часто символизирует само солнце, связывается с женским началом. Основным значением квадрата в разных источниках являются порядок, истина, мудрость, честь, земля. Квадрат и круг образуют горизонтальную плоскость для «древа мирового». Во многих культурах картины «модели мира» вписывают в квадрат, что позволяет судить о соотнесении квадрата и космоса. Как производная от квадрата ромб вероятно, так же был связан с символом земли и плодородия. Судя по месту в различных композициях, он мог обозначать землю, растение и женщину одновременно. Следует отметить, что космическое значение крестобразных, квадратных, круглых фигур как .языческих солярных символов присуще орнаменту русской вышивки [8;9]. В раскрытии семантики орнаментов русской вышивки достигнуто немало успехов. Однако, не все еще ясно. Часто в понимании языка орнамента большую роль играет его название, происходящее от техники выполнения, от материала от места происхождения узора. Например, геометрические узоры вышивки характерные для определен |