Проверяемый текст
Барышникова, Надежда Александровна. Формирование творческой деятельности будущих учителей технологии в процессе художественной обработки материалов : На примере вышивки (Диссертация 2004)
[стр. 95]

95 Впечатление ритмичности усиливается тем, что в построении различных фигур орнамента участвуют одни и те же детали.
Лепестки цветов похожи на перья птиц, сияние вокруг головы богини повторяется в изображении гривы коня.
.
• Любая техника вышивки позволяет добиваться очень точной, даже можно сказать натуралистической передачи окружающей действительности.
Однако русские народные мастерицы никогда нс шли по пути прямого копирования природы, применяли каждый шов, наиболее полно раскрывая его особенности, не допуская насилия над техникой вышивания.
Сама техника подсказывала определенную систему линий, трактовку фшур, но она никогда не сковывала, а наоборот, заставляла, воплощая образы природы, проявить глубоко исчерпывающие знания всех художественных возможностей различных швов.
Мастерицы не ставили перед собой задачи передачи конкретного жизненного явления, преобладало внимание к общему, в результате чего при условной трактовке мотивов композиция
пронизана глубоким ощущением правды жизни.
Одним из самых распространенных и постоянных мотивов
народного искусства в целом, является знак солнца.
Круг-розетка трансформировался в разных видах искусства по-разному.
В вышивальных композициях крупная розетка солнце помещается в центре и как бы освещает окружающую природу.
Сложное квадратное построение с розеткой или звездой в центре, возможно, в
основе своей восходит к солярному символу, судя по его серединному положению в композициях, где он окружен растениями и птицами.
Графическим символом солнца в вышивке были: крестообразная розетка и круг с крестом, чаще всего лучистый.
По условиям техники круг превращался в многогранник, ромб или даже квадрат.
При этом сохранял свое название «круг»,
примером может служить новгородский мотив «кругам».
Вообще русские крестьяне представляли себе солнце как блестящий круг, огненный шар, плывущий по небу.
Поэтому частично в геометрических символах отражено движение: в вихревой розетке, в круге с завитками лучами, в кресте с загнутыми концами.
«Геометрические мотивы, такие, как ромб, розетки, крестообразные фигуры, характерны для вышивки всех славянских народов.
Археологи, историки и этнографы, заинтересовавшись причинами столь широкого
распространения геометрического орнамента, пришли к выводу о связи геометрических мотивов с древними верованиями славян.
Так, например, в
[стр. 60]

в начале двадцатого столетия.
Однако, русские народные мастерицы никогда не шли по пути прямого копирования природы, применяли каждый шов наиболее полно раскрывая его особенности, не допуская насилия над техникой вышивания.
Техника подсказывала определенную систему линий, трактовку
фигур, но она никогда не сковывала, а наоборот, заставляла проявить глубокие знания всех художественных возможностей различных швов.
Мастерицы не ставили перед собой задачи передачи конкретного жизненного явления, преобладало внимание к общему, в результате чего при условной трактовке мотивов композиция
пронизывалась глубоким ощущением правды жизни.
Одним из слагаемых общей гармонии узора является равновесие между узором и фоном.
В геометрическом узоре или насыщенном геометризованными фигурами это достигается путем равновеликости, одинаковости элементов узора и фона.
Сложнее отношение фона и мотива в изобразительном орнаменте.
Контуры фигур здесь имеют причудливое очертание фон между отдельными фигурами равен самим фигурам это создает «легкость» прочтения узора, не возникает ощущения провалов фона или тесноты.
Подавляющее большинство вышивок Севера выполнено красными нитками, что объясняется не только древним символическим значением (символ огня, солнца и т.п.), но и тем, что из всех цветов спектра красный обладает наибольшим эмоциональным воздействием.
В русской вышивке столетиями жили древние мотивы, сохранялись общие композиционные схемы построения узоров, но в связи с постепенной утратой архаического смысла, композиции обогащались все новыми и новыми вариантами.
Многие виды традиционных вышитых орнаментов сохранили до наших дней простоту, образность и выразительность, присущие древнерусскому искусству в целом.
Для декоративного искусства Московской Руси XVXVI вв.
характерно стремление к равномерной узорчатости, нашедшее свое отражение и в орнаменте текстильных изделий.
В последнее столетие проявляется любовь к нарядной детали, усложняется декоративная разделка внутренних контуров

[стр.,64]

ной местности имеют разные названия: «шашецки», «клубоцки», «пояски», «веревоцки» (Олонецкая губерния); «городки», «кубики», «оконца», «крестам», «кругам» (Новгородская губерния); «ласточкино гнездецко» (Тверская губерния), или один и тот же мотив в разных губерниях мог носить разное название: в Рязанской «репей», «арепей», в Вологодской губернии «крючья», «козелки», в Тверской губернии «большой и малый вътои», в Воронежской губернии «кривонога».
Узоры, связанные с небесной сферой имеют названия: «луна», «месяцы», «круги», «солнце» (Олонецкая губерния); «звездоцкам» (Новгородская губерния).
Первоначально узоры они отражали не бытовые сюжеты, а были связаны с древними мифологическими представлениями.
Так одним из самых распространенных и постоянных мотивовдекоративно-прикладного искусства, является знак солнца.
В вышивальных композициях крупная розетка солнце помещается в центре и как бы освещает окружающую природу.
Сложное квадратное построение с розеткой или звездой в центре, возможно, восходит ксолярному символу, судя по его серединному положению в композициях,
и окружениюрастениями иптицами.
Графическим символом солнца ввышивке были: крестообразная розетка и круг с крестом, чаще всего лучистый.
По условиям техники круг превращался в многогранник, ромб или даже квадрат.
При этом сохранял свое название «круг».

Частично в геометрических символах отражено движение
солнца: в вихревой розетке, в круге с завитками лучами, в кресте с загнутыми концами.
«Геометрические мотивы, такие, как ромб, розетки, крестообразные фигуры, характерны для вышивки всех славянских народов.
Археологи, историки и этнографы, заинтересовавшись причинами столь широкого
распространения геометрического орнамента, пришли к выводу о связи геометрических мотивов с древними верованиями славян.
Так, например, в
вышивке, а 64

[Back]