97 пересекаются его линии, идущие только по диагоналям, но и то, что ширина просветов фона равна ширине элементов узора, благодаря чему фон становится орнаментал ьи ым. Мотив геометризованной женской фигуры наиболее частое явление в ’ русской вышивке, он образует бесчисленное множество вариантов. Примером может служить зигзагообразная полоса, образованная из треугольников, куда вписаны женские фигуры или полуфигуры то вверх, то вниз головой, которые заключают в себе фигуры меньшего размера. Иногда орнаментальная полоса может быть заменена просветом фона расположенного в виде зигзага. Также узоры выполнялись преимущественно в технике строчки-перевити и цветной перевита, характерны для центральных областей России, хотя встречаются они и на Севере. Вышивки русского Севера в отличие от совершенно одинаковых фризовых фигур центральных и южных районов, часто имеют различные очертания. Некоторые ученые связывают такие изменения с результатом наложения мотива женщины-богини и мотива древа жизни. Орнаменты архаического типа справедливо признают выдающимся явлением народного искусства. Это один из важных источников, для раскрытия особенное! ей древнего мировоззрения их создателей. Ворнаментике выделялись олицетворенные силы природы, определявшие благополучие земледельца. После крещения Руси культ великих богов (высшая^ мифология) оказался наименее устойчивым, однако' не исчез полностью, в частности отголоски его сохранились, в орнаменте вышивок (образ богини, образ мирового древа). Образы низшей мифологии, в том числе и геометрические символы прочно обосновались в народном искусстве и, не смотря на то, что . постепенно теряли в сознании населения свое значение, живут и по сей день. И если первоначальные представления древних охотников, рыболовов и ранних земледельцев были со временем утрачены, тем не менее, представление о благожелательности этих образов сохранялось. В вышивке в геометрических мотивах представлены все силы природы, все ее стихии. Красота ее в поэтической форме отражена в северных причитаниях невесты, где она говорит о «шитой-браной» рубашке, которую она вышивала три ночки (ивановскую, петровскую и ильинскую), на которой1 «вышивано хорошее всхожее красное солнышко, утренняя заря, младой полуночный светел месяц, реки, все озера глубокие (Каргопольский уезд, Архангельская губерния). |
лением народного искусства. Это один из важных источников для раскрытия особенностей древнего мировоззрения их создателей. Исследователи видят в архаических сюжетах отражение древнего земледельческого культа славян. После крещения Руси культ великих богов (высшая мифология) оказался наименее устойчивым, но, не исчез полностью, в частности отголоски его сохранились в орнаменте вышивок (образ богини, образ древа мирового). Образы низшей мифологии (в том числе и геометрические символы) прочно обосновались в народном искусстве. Исследования В.В. Стасова, Г.С. Масловой и многих других исследователей русского народного быта показали, что Первоначальная семантика сложных древних сюжетов вышивки забыта населением. Понять первоначальную семантику этих сюжетов для ученых представляется возможным, лишь опираясь на сравнительный анализ верований, обрядов, фольклора русской деревни 18 начала 20 вв., а так же разнообразных исторических свидетельств. Постепенное вытеснение обрядности, замена языческих ценностей христианскими, привели к изменению семантики. По утверждению Г.С. Масловой до нас дошли лишь «осколки» древних изображений. Геометрический орнамент часто используется как декоративная отделка, отягощенная при этом лишними деталями, в результате чего становится набором случайных элементов. Геометрический орнамент наиболее древний, содержит неисчерпаемый материал для исследователей. С художественной точки зрения привлекательны его выразительность илаконичность. Анализируя орнамент художественной вышивки с точки зрения его композиции, раскрывая его смысловое содержание, можно в профессиональной подготовке добиваться от будущих учителей технологии не только осознания красоты народного орнамента, но и информировать творческую деятельность, опирающуюся на грамотное использование художественных образов в работахдекоративно-прикладного искусства. |