Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 100]

96 • С принципом наглядности связан также принцип положительного эмоционального фона обучения.
Он опирается на современные научные представления о роли эмоций в человеческой деятельности.
Работа, которой человек увлечен, дает хороший результат.
Работа, вызывающая отрицательные эмоции, угнетает силы и потому малопродуктивна.
Соответствующим образом организованная эстетическая среда обучения является необходимым условием для проявления эмоционально-эстетической отзывчивости.
• Принцип развития образовательной потребности один из главных принципов современной дидактики, согласно которому эффективность обучения зависит от степени проявления познавательной активности
студентов [251, с.182], в числе важных стимулов которой могут выступать активные методы обучения.
• Принцип
коллективного характера обучения с учетом индивидуальных особенностей студентов предполагает рациональное сочетание всех форм коммуникативного взаимодействия: индивидуальной, парной, групповой, коллективной [251.сЛ 83].
• Принцип обучения на высоком уровне трудности (ввел Л.В.
Занков) означает, обучение должно проходить всегда как бы в "зоне ближайшего развития"
[251, с.
183].
Для развития чрезвычайно эффективно преодолевать грань между сферой актуального развития и зоной ближайшего развития неведомой, но потенциально доступной областью познания
[250,сД85].
• Принцип единства репродуктивного и продуктивного трактуется как диалектическое единство продуктивного производящего и репродуктивного воспроизводящего в едином творческом процессе.
Без продуктивных действий творчество невозможно, как невозможно оно и посредством только продуктивных действий, так как продуктивное это предпосылка, возможность творчества при наличии репродуктивной стороны процесса
[3, с.84-85].
[стр. 88]

творческого потенциала личности и достижению сам ореализации как максимального раскрытия творческой способности (213;216].
• П ринцип наглядност и один из старейших и важнейших в дидактике гласит, что эффективность обучения зависит от степени привлечения органов чувств к восприятию и переработке информации [182, с.
182].
Наглядность необходимое условие декоративно-прикладного творчества реализуется в виде художественных изделий, подлинников народного искусства, их изображений (фотографий, открыток, альбомов, видеоматериалов и т.п.) • С принципом наглядности тесно связан принцип единст ва конкрет ного и абст ракт ного, эм оционального и рационального.
Эта связь выражается в том, что наглядность дает учащимся убежденность в истинности наблюдаемого, но всякое восприятие происходит при активном мышлении и предполагает познавательную задачу.
Таким образом, в любом акгге наглядного обучения конкретно-чувственное восприятие слито с абстрактно-логическим мышлением [263, с.
193].
• С принципом наглядности связан также принцип полож ит ельного эм оционального ф она обучения.
Он опирается на современные научные представления о роли эмоций в человеческой деятельности.
Работа, которой человек увлечен, дает хороший результат.
Работа, вызывающая отрицательные эмоции, угнетает силы и потому малопродуктивна.
Соответствующим образом организованная эстетическая среда обучения является необходимым условием для проявления эмоционально-эстетической отзывчивости.
• П ринцип развит ия образоват ельной пот ребност и один из главных принципов современной дидактики, согласно которому эффективность обучения зависит от степени проявления познавательной активности
обучающихся [182, с.182], в числе важных стимулов которой могут выступать акт ивны е м е т оды обучения.
• П ринцип
ком ект ивпого характ ера обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся предполагает рациональное сочетание всех форм коммуникативного взаимодействия: индивидуальной, парной, групповой, коллективной [182.С.183].
i 87

[стр.,89]

• Принцип обучения на высоком уровне трудности (ввел Л.В.Занков) означает, обучение должно проходить всегда как бы в "зоне ближайшего развития* [182, с.183].
Для развития чрезвычайно эффективно преодолевать грань между сферой актуального развития и зоной ближайшего развития неведомой, но потенциально доступной областью познания
[221,с.185].
• Принцип единства репродуктивного и продуктивного трактуется как диалектическое единство продуктивного производящего и репродуктивного воспроизводящего в едином творческом процессе.
Без продуктивных действий творчество невозможно, как невозможно оно и посредством только продуктивных действий, так как продуктивное это предпосылка, возможность творчества при наличии репродуктивной стороны процесса
[111[ с.84-85].
• Принцип сотрудничества (сотворчества) означает, что в учебнотворческом процессе реализуются субъект-субъекгные отношения между обучающими и обучаемыми.
Все рассмотренные принципы взаимосвязаны, взаимообусловлены и дополняют друг друга, образуя комплекс положений, определяющих творческую стратегию образования учителя труда в системе повышения квалификации.
Важным элементом функционирования рассматриваемой модели являютсяусловия, способствующие реализации вышеуказанных принципов.
Условия рассматриваются нами как факторы, обеспечивающие эффективную реализацию модели, как стимуляторы творческой деятельности.
Различные авторы (В.И.Загвязинский, В.А.Сластенин, Я.А.Пономарев, В.К.Кириллов, З.С.Левчук, Н.Д.Ряховских и др.) выделяют разнообразные условия, способствующие эффективности педагогического процесса: психологопедагогические, научно-методические, дидактические, организационные, содержательные, мотивационные, деятельностные; субъективные и объективные, внешние и внутренние и т.д.
[52;53;75;155;183;216 и др.].
В нашем исследовании мы определяем комплекс педагогических условий, которые на наш взгляд, обуславливают эффективность функционирования и реализации модели учебно-творческой деятельности на основе взаимосвязи 8S 1

[Back]