99 относительную самостоятельность. На практике чаще осуществляется одновременно все три формы в разной степени их проявления, находясь в тесной взаимосвязи. Необходимо подчеркнуть некоторые моменты, отличающие именно коллективную форму творчества. По данным социологических исследований в сложившемся коллективе отмечается значительная эффективность и прочность коллективного восприятия эстетических ценностей, эстетического сопереживания я обмена эстетическим опытом: [113 и др.]. В процессе коллективной деятельности совместные скоординированные усилия участников приводят к взаимообогащению и взаимодополнению способностей. Именно в коллективе становится реально возможным универсальное развитие способностей человека, где эстетическое отношение членов коллектива к своей деятельности ориентирует на единство и гармонию совместных творческих усилий, на достижение предельно возможного совершенства результатов. Совместная деятельность в коллективе позволяет непосредственно соединить в деятельности свободное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого и всеобщее признание результатов этого творчества [214]. В учебной творческой деятельности, исследуемой в данной диссертации, успешно применяются все три формы совместной деятельности. Практика нашей работы показывает, что совместно-индивидуальную форму целесообразно применять на канальном этапе обучения, когда коллектив еще не сложился. В этот период у большинства студентов еще не выработана устойчивая направленность на художественное творчество (эстетическая потребность), но доминирует мотивация достижений, ориентация на максимальное проявление своих наличных творческих способностей и положительную их оценку преподавателем и группой. Поддерживая это стремление к проявлению индивидуальности, преподаватель должен соблюдать ряд правил: |
ioo Три названные формы совместной художественной деятельности имеют относительную самостоятельность, На практике чаше осуществляется одновременно все три формы в разной степени их проявления, находясь в тесной взаимосвязи. Необходимо подчеркнуть некоторые моменты, о*личающие именно коллективную форму творчества. По данным социологических исследований в сложившемся коллективе отмечается значительная эффективность и прочность коллективного восприятия эстетических ценностей, эстетического сопереживания и обмена эстетическим опытом [158 и др.]. В процессе коллективной деятельности совместные скоординированные усилия участников приводят к взаимообогащению и взаимодополнению способностей. Именно в коллективе становится реально возможным универсальное развитие способностей человека, где эстетическое отношение членов коллектива к своей деятельности ориентирует на единство и гармонию совместных творческих усилий, на достижение предельно возможного совершенства результатов. Совместная деятельность в коллективе позволяет непосредственно соединить в деятельности свободное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого и всеобщее признание результатов этого творчества [138]. В учебно-творческой деятельности декоративно-прикладного характера, исследуемой в данной диссертации, успешно применяются все три формы совместной деятельности. Практика нашей работы показывает, что совмест но-индивидуальную форму целесообразно применять на начальном этапе обучения, когда коллектив еще не сложился. В этот период у большинства обучающихся еще не выработана устойчивая направленность на художественное творчество (эстетическая потребность), но доминирует мотивация достижений, орйентация на максимальное проявление своих наличных творческих способностей и положительную юс оценку преподавателем и группой. Поддерживая это стремление к проявлению индивидуальности, преподаватель должен соблюдать ряд правил: |