Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 113]

109 кономерные в любом творческом процессе, изменения.
Определяющим, центральным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация как способ взаимодействия преподавателя и
студентов, характеризующийся высокой активностью студентов и направленностью ка преодоление познавательных затруднений, вызванных поставленной преподавателем задачей-проблемой.
Проблемная ситуация является дидактической основой проблемного обучения.
Преподаватель создает проблемную ситуацию заданного типа и тем самым оказывает помощь обучающимся в анализе учебного материала и организации поиска ее решения, регулирует процесс решения (вводит необходимую информацию, способствует ее смысловому пониманию, определяет степень свободы выбора, направляет на
поиск адекватных способов действий).
Проблемная ситуация является главным средством активизации мышления.
Однако, она выполняет свою функцию импульса к мышлению только тогда, когда будет принята субъектом к решению, то есть, объективизирована им.
А это возможно в том случае, если субъект имеет исходные знания, отвечающие предметному содержанию ситуации, интеллектуальные средства для оперирования этим предметным содержанием.

Проблема представляет собой проблемную ситуацию, принятую субъектом к решению на основе имеющихся у него средств (знаний, умений, опыта поиска).
Поэтому всякая проблема содержит в себе проблемную ситуацию, но не всякая проблемная ситуация является проблемой
[39, с.
19-20].
Проблемы следует ставить тогда, когда обучающиеся созрели для их решения, процесс поиска и станет фактором развития творческих способностей личности.
Проблемное обучение реализуется в учебно-творческой деятельности (являясь ее основой),
целеполагание которой состоит в развитии творческих способностей студентов.
Средством для этого является сама учебно-творческая деятельность, содержанием информация об объекте познания, то есть, о декоративно-прикладном творчестве (на примере одного из его видов).
Информация, как содержательная основа процесса
[стр. 111]

ный труд» влияет на развитие активности и проявление инициативы» развивает личность.
Наш опыт показывает» что в развитии творческого начала у обучающихся значительную роль играет педагогическая импровизация.
По условной шкале "жесткая детерминированность-импровизацияи педагогика творчества тяготеет к последнему.
Именно импровизация в педагогическом управлении» на наш взгляд, является механизмом и условием реализации многообразия педагогических решений как адекватной реакции на незалрогра^мированные, но закономерные в любом творческом процессе, изменения.
Определяющим, центральным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация как способ взаимодействия преподавателя и
обучающихся, характеризующийся высокой активностью обучающихся и направленностью на преодоление познавательных затруднений, вызванных поставленной преподавателем задачей-проблемой.
Проблемная ситуация является дидактической основой проблемного обучения.
Преподаватель создает проблемную ситуацию заданного типа и тем самым оказывает помощь обучающимся в анализе учебного материала и организации поиска ее решения, регулирует процесс решения (вводит необходимую информацию, способствует ее смысловому пониманию, определяет степень свободы выбора, направляет на
пои4к адекватных способов действий).
Проблемная ситуация является главным средством активизации мышления.
Однако, она выполняет свою функцию импульса к мышлению только тогда, когда будет принята субъектом к решению, то есть, объективизирована им.
А это возможно в том случае, если субъект имеет исходные знания, отвечающие предметному содержанию ситуации, интеллектуальные средства для оперирования этим предметным содержанием.

При наличии этих условий проблемная ситуация преобразуется в проблему.
То есть, проблема представляет собой проблемную ситуацию, принятую субъектом к решению на основе имеющихся у него средств (знаний, умений, опыта поиска).
Поэтому всякая проблема содержит в себе проблемную ситуацию, но не всякая проблемная ситуация является проблемой
[134, с.
I9-20J.
Проблемы следует ставить тогда, ко110

[стр.,112]

Ill ! гда обучающиеся созрели для их решения, процесс поиска и станет фактором развития творческого потенциала личности.
Проблемное обучение реализуется в учебно-творческой деятельности (являясь ее основой)»
целеполаганне которой состоит в развитии творческого потенциала учителя труда.
Средством для этого является сама учебнотворческая деятельность» содержанием информация об объекте познания» то есть» о декоративно-прикладном творчестве (на примере одного из его видов).
Информация, как содержательная основа процесса
обучения, организуется преподавателем, и в том или ином виде трансформируется для усвоения ее слушателями, становясь учебной информацией, которая составляет предмет познавательной деятельности обучающихся.
Проблемная структура учебной информации побуждает к внутреннему принятию информации, ее смысловому пониманию, целенаправленному и мотивированному освоению, систематизации.
Проблема всегда связана с некоторой степенью неопределенности применительно к решению и выбору последующих действий.
Н еопределенност ь является основным структурным замыслом в конструировании учебнотворческого процесса.
Неопределенность в учебной ситуации может быть представлена в виде вопроса, проблем ы или задачи.
Если это проблем ны й вопрос, то в нем всегда содержится некоторая информация утверждающая что-либо, своего рода, вопрос-требование.
Приведем пример такого вопроса в учебно-творческой деятельности, исследуемой в данной диссертации, предметным содержанием которой является декоративно-прикладное творчество: Я вляет ся ли ст илизация необходим ы м признаком геом ет рического орнам ент а ? В этом вопросе содержится утверждение, что стилизация является признаком такого вида орнамента, как геометрический.
А неопределенность, сомнение выражается вопросом: является ли этот признак необходимым ? Ответ может быть следующим.
В природе не существует геометрически правильных форм, геометрическая правильность есть достижение человеческого разума.
Но первоосновой любой геометрической формы является реально существующая форма, до пределов обобщенная и уп

[Back]