Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 114]

1 1 0 обучения, организуется преподавателем, и в том или ином виде трансформируется для усвоения ее слушателями, становясь учебной информацией, которая составляет предмет познавательной деятельности студентов.
Проблемная структура учебной информации побуждает к внутреннему принятию информации, ее смысловому пониманию, целенаправленному и мотивированному освоению, систематизации.
Проблема всегда связана с некоторой степенью неопределенности применительно к решению и выбору последующих действий.
Неопределенность является основным структурным замыслом в конструировании учебно-творческого процесса.
Неопределенность в учебной ситуации может быть представлена в виде вопроса, проблемы или задачи.
Если это проблемный вопрос, то в нем всегда содержится некоторая информация утверждающая что-либо, своего рода, вопрос-требование.

Проблема может быть сформулирована как в
виде вопроса, так и в утвердительной форме, а также в виде выражения цели.
Цель может быть переведена в задачу, если внести в нее ряд условий, Проблемная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и, следовательно, проблемную ситуацию,
но не всякая проблемная ситуация и не всякая проблема являются задачами.
Они должны быть преобразованы и сформулированы как задачи
[39, с.21].
Формирование творческого стиля учебной деятельности основано на процедурах постоянного обновления образцов действий.
Проблемное обучение строится на индивидуальном саморазвитии
студентов, распредмечивании творческих знаний самим субъектом путем перевода их в систему действий.
Процесс перевода знаний в действия происходит на основе рефлексивной деятельности.
Результативность учебно-творческой деятельности является производной от методов управления этой деятельностью.
В педагогике творчества используются так называемые активные методы обучения,
способствующие проявлению творческой познавательной активности.
Главным средством
активизации мышления выступает
[стр. 112]

Ill ! гда обучающиеся созрели для их решения, процесс поиска и станет фактором развития творческого потенциала личности.
Проблемное обучение реализуется в учебно-творческой деятельности (являясь ее основой)» целеполаганне которой состоит в развитии творческого потенциала учителя труда.
Средством для этого является сама учебнотворческая деятельность» содержанием информация об объекте познания» то есть» о декоративно-прикладном творчестве (на примере одного из его видов).
Информация, как содержательная основа процесса обучения, организуется преподавателем, и в том или ином виде трансформируется для усвоения ее слушателями, становясь учебной информацией, которая составляет предмет познавательной деятельности обучающихся.
Проблемная структура учебной информации побуждает к внутреннему принятию информации, ее смысловому пониманию, целенаправленному и мотивированному освоению, систематизации.
Проблема всегда связана с некоторой степенью неопределенности применительно к решению и выбору последующих действий.
Н еопределенност ь является основным структурным замыслом в конструировании учебнотворческого процесса.
Неопределенность в учебной ситуации может быть представлена в виде вопроса, проблем ы или задачи.
Если это проблем ны й вопрос, то в нем всегда содержится некоторая информация утверждающая что-либо, своего рода, вопрос-требование.

Приведем пример такого вопроса в учебно-творческой деятельности, исследуемой в данной диссертации, предметным содержанием которой является декоративно-прикладное творчество: Я вляет ся ли ст илизация необходим ы м признаком геом ет рического орнам ент а ? В этом вопросе содержится утверждение, что стилизация является признаком такого вида орнамента, как геометрический.
А неопределенность, сомнение выражается вопросом: является ли этот признак необходимым ? Ответ может быть следующим.
В природе не существует геометрически правильных форм, геометрическая правильность есть достижение человеческого разума.
Но первоосновой любой геометрической формы является реально существующая форма, до пределов обобщенная и уп

[стр.,113]

росценная, т е.
стилизованная.
А так как геометрический орнамент состоит из геометрических элементов, то стилизация является необходимым признаком и условием построения геометрического орнамента.
П роблем а может быть сформулирована как в
видд вопроса, так и в утвердительной форме, а также в виде выражения цели.
Цель может быть переведена в задачу, если внести в нее ряд условий.
П роблем ная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и, следовательно, проблемную ситуацию ,
ко не всякая проблемная ситуация и не всякая проблема являются задачами.
Они должны быть преобразованы и сформулированы как задачи
[134, с.21].
Примеры формулировок проблем и вытекающих из них задач в исследуемой учебно-творческой деятельности: 1.
Проблема: Д ост иж ение ком позиционной целост ност и декорат ивной орнам ент альной композиции.
Задача: О пределит ь условия ком позиционной целост ност и декорат ивной i орнам ент альной композиции.
\ Решение: Этими условиями являются: соблюдение законов пропорциональности, определение главных и второстепенных элементов композиции, выделение композиционного центра, определение преобладающей гаммы цветов, ведущего цвета и т.д.
Соблюдение этих и других условий приведет к решению поставленной проблемы.
2.
Проблема: П ри каких условиях возм ож на гарм онизация конт раст ны х цвет ов в декорат ивны х м озаичны х ком позициях ? Проблема (вариант): О пределит ь условия гарм онизации конт раст ны х цвет ов в декорат ивны х м озаичны х композициях.
Задачи: 1) определить виды контрастов цвета; 2) определить вариации условий для гармонизации цветов в зависимости от вида контраста.
Решение этих задач предполагает актуализацию знаний по теории цвета и творческого их применения, 112

[стр.,114]

Решение данной проблемы в табличной форме дано в нашем учебнометодическом пособии [164, с.18].
^ Формирование творческого стиля учебной деятельности основано на процедурах постоянного обновления образцов действий.
Проблемное обучение строится на индивидуальном саморазвитии
обучающихся, распредмечивании творческих знаний самим субъектом путем перевода их в систему действий.
Процесс перевода знаний в действия происходит на основе рефлексивной деятельности.
Результативность учебно-творческой деятельности является производной от методов управления этой деятельностью.
В педагогике творчества используются так называемые активные методы обучения
(ЛМО), способствующие проявлению творческой познавательной активности.
Главным средством
аюивизации мышления выступает проблемная ситуация.
В активных методах и формах обучения она выполняет, образно говоря, роль пусковогб механизма.
И.Я.Лернер выделяет три метода, реализующие функции проблемного обучения: проблем ное излож ение, эврист ический, исследоват ельский [133;134].
П роблемное излож ение материала предполагает, что преподаватель создает проблемную ситуацию, раскрывает логику движения к решению проблемы в его противоречиях, показывает источники возникновения противоречий, аргументируя каждый шаг продвижения к решению.
При этом преподаватель знает и раскрывает аудитории конечное решение.
В учебно-творческой деятельности декоративно-прикладного характера проблемно могут излагаться такие темы, как "Основы цветовой грамоты", "Основные понятия об орнаменте" и др.
Проблемность может присутствовать в изложении всей темы полностью или ее частей (отдельных параграфов или фрагментов текста), то есть там, где это необходимо.
В процессе проблемного изложения слушатели вынуждены следить за логикой изложения, контролировать правомерность каждого шага.
Если логика изложения недостаточно убедительна возникают вопросы, сомнения, возражения.
Такой характер усвоения новых знаний не позволяет занимать пассив113

[Back]