Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 115]

I ll проблемная ситуация.
В активных методах и формах обучения она выполняет, образно говоря, роль
пускового механизма.
И.Я.
Лернер выделяет три метода, реализующие функции проблемного обучения: проблемное изложение, эвристический, исследовательский
[39;236].
Проблемное изложение материала предполагает, что преподаватель создает проблемную ситуацию, раскрывает логику движения к решению проблемы в его противоречиях, показывает источники возникновения противоречий, аргументируя каждый шаг продвижения к решению.
При этом преподаватель знает и раскрывает аудитории конечное решение.
В
процессе проблемного изложения студенты вынуждены следить за логикой изложения, контролировать правомерность каждого шага.
Если логика изложения недостаточно убедительна возникают вопросы, сомнения, возражения.
Такой характер усвоения новых знаний не позволяет занимать
пассивную позицию.
А напротив, способствует включенности в процесс, повышению эмоциональной отзывчивости и интеллектуальной активности студентов.
Особую значимость имеет прогностическая функция проблемного изложения, в процессе которого слушатели зачастую предвосхищают следующие шаги
исследования или предполагают иные, тем самым проявляя творчество на том или ином уровне, Эвристический (частично-поисковый) метод предполагает самостоятельность студентов в решении проблем и задач с помощью преподавателя в той или иной степени.
Преподаватель может подсказать первый или очередной шаг, вызывающий затруднения; построить план решения задачи.
Остальные шаги
или реализация плана осуществляются обучающимися.
То есть, при этом виде проблемного обучения обучающийся совершает не все этапы исследования, требуемые проблемой, а только часть и не обязательно непрерывно.
Благодаря этому виду проблемного обучения слушатели приобретают опыт творческой деятельности, овладевают элементами творческого поиска, но не усваивают опыта целостного исследования.
[стр. 114]

Решение данной проблемы в табличной форме дано в нашем учебнометодическом пособии [164, с.18].
^ Формирование творческого стиля учебной деятельности основано на процедурах постоянного обновления образцов действий.
Проблемное обучение строится на индивидуальном саморазвитии обучающихся, распредмечивании творческих знаний самим субъектом путем перевода их в систему действий.
Процесс перевода знаний в действия происходит на основе рефлексивной деятельности.
Результативность учебно-творческой деятельности является производной от методов управления этой деятельностью.
В педагогике творчества используются так называемые активные методы обучения (ЛМО), способствующие проявлению творческой познавательной активности.
Главным средством аюивизации мышления выступает проблемная ситуация.
В активных методах и формах обучения она выполняет, образно говоря, роль
пусковогб механизма.
И.Я.Лернер выделяет три метода, реализующие функции проблемного обучения: проблем ное излож ение, эврист ический, исследоват ельский
[133;134].
П роблемное излож ение материала предполагает, что преподаватель создает проблемную ситуацию, раскрывает логику движения к решению проблемы в его противоречиях, показывает источники возникновения противоречий, аргументируя каждый шаг продвижения к решению.
При этом преподаватель знает и раскрывает аудитории конечное решение.
В
учебно-творческой деятельности декоративно-прикладного характера проблемно могут излагаться такие темы, как "Основы цветовой грамоты", "Основные понятия об орнаменте" и др.
Проблемность может присутствовать в изложении всей темы полностью или ее частей (отдельных параграфов или фрагментов текста), то есть там, где это необходимо.
В процессе проблемного изложения слушатели вынуждены следить за логикой изложения, контролировать правомерность каждого шага.
Если логика изложения недостаточно убедительна возникают вопросы, сомнения, возражения.
Такой характер усвоения новых знаний не позволяет занимать
пассив113

[стр.,115]

ную позицию.
Л напротив, способствует включенности в процесс, повышению эмоциональной отзывчивости и интеллектуальной активности обучающихся.
Особую значимость имеет прогностическая функция проблемного изложения, в процессе которого слушатели зачастую предвосхищают следующие шаги
изложения или предполагают иные, тем самым проявляя творчество на том или ином уровне.
Эвристический (частично-поисковый) метод предполагает самостоятельность
слушателей в решении проблем и задач с помощью преподавателя в той или иной степени.
Преподаватель может подсказать первый или очередной шаг, вызывающий затруднения; построить план решения задачи.
Остальные шаги
по реализации плана осуществляются обучающимися.
То есть, при этом виде проблемного обучения обучающийся совершает не все этапы исследования, требуемые проблемой, а только часть и не обязательно непрерывно.
Благодаря этому виду проблемного обучения слушатели приобретают опыт творческой деятельности, овладевают элементами творческого поиска, но не усваивают опыта целостного исследования.

Наиболее яркой формой частично-поискового метода является эвристическая беседа как система вопросов, планируемая преподавателем, в которой каждый последующий вопрос вытекает из предыдущего.
При этом все вопросы и ответы решают какую-либо проблему, и в целом составляют небольшие подзадачи [134].
1 В учебно-творческой деятельности на основе декоративноприкладного творчества, как показывает практика, эвристическая беседа достаточно эффективна при обсуждении и выполнении коллективных творческих работ.
Примеры эвристической беседы приведены в приложениях № 4.5.
Для усвоения опыта полностью самостоятельной творческой деятельности обучающимися используется исследовательский метод обучения, который предполагает, что преподаватель составляет систему проблем и проблемных задач в форме исследовательских заданий, а слушатели вполне самостоятельно их выполняют, осуществляя тем самым творческий поиск.
Исследовательские задания должны представлять собой небольшие поисковые задачи, требующие, 114

[Back]