1 1 7 такого задания —анализ процесса. В процессе работы над художественной композицией необходимо подвести студентов к пониманию различий поставленных художественных задач и невозможности их совместного решения в одном произведении, переопределению проблемы, постановке новой цели —в виде готового продукта —декоративного изделия. Такой процесс занимает много времени и не всегда заканчивается результатом в виде продукта, но результат процесса очевиден приобретение опыта творческой деятельности. Наш эксперимент подтвердил правомерность и необходимость постановки и решения подобных творческих задач, направленных на постижение студентами процесса художественного творчества. При разработке творческих задач и заданий для студентов мы опирались на исследования А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской, В.В. Д авыдова, А.И. Доровского, А. Бине, Т.Я. Шпикаловой, В.Н. Козлова и др. [102;23;20;266;181; 267 и др.], а также на разработанное специально для нашего курса учебно-методическое пособие [261]. Разработанный нами в ходе исследования учебно-методический комплекс творческих задач и заданий ориентирован на комплексное развитие всех структурных компонентов творческих способностей студентов. В ряде заданий акцент делается на развитие какого-либо конкретного признака творческих способностей. Следует отметить, что многие задания являются не только формирующими, но и диагностирующими. Результаты опытно-экспериментальной работы описаны нами с помощью основных критериев оценки творческих способностей студентов. Анализируя изменения в ценностно-ориентационных характеристиках студентов, мы использовали такие критерии как: система личностных способностей (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность), знаний (теоретических и технологических), умений (туристско-технологических), направленности |
т рет ья ст епень большое количество условий, 'требований (невыполнимых в комплексе). Предполагается аналитическое многошаговое вариативное решение (требуется творческое применение знаний). Если задачи первой степени сложности рассчитаны на проявление стимульнопродуктивного уровня творческой активности, то задачи второй и третьей степени сложности способствуют проявлению эвристического и креативного уровней. Творческий процесс противоположен рецептурному, здесь необходима и возможна педагогическая импровизация. В творчестве равно важны и процесс, и результат. Преподаватель может поставить учебно-творческую проблему, содержащую несколько самостоятельных задач, не решаемых в комплексе. Такой вариант по определению не может привести к решению в виде продукта (готового изделия). Ц ель т акого задания анализ процесса. В процессе работы над художественной композицией необходимо подвести слушателей к пониманию различий поставленных художественных задач и невозможности их совместного решения в одном произведении, переопределению проблемы, постановке новой цели —в виде готового продукта —декоративного изделия. Такой процесс временеемок и не всегда заканчивается результатом в виде продукта, но результат процесса очевиден приобретение опыта творческой деятельности. Наш эксперимент подтвердил правомерность и необходимость постановки и решения подобных творческих задач, направленных на постижение слуI шателями процесса художественного творчества. При разработке творческих задач и заданий для учителей труда мы опирались на исследования А.А.Мелик-Пашаева и З.Н.Новлянской, В.В.Давыдова, А.И.Доровского, А.Бине, Т.Я.Шпикаловой, В.Н.Козлова и др. [17;37;65;70;101; 154;196 и др.], а также на разработанное специально для нашего курса учебнометодическое пособие [164]. В учебном курсе изучаются три основных темы: композиция орнамента, основы цветовой грамоты и технология художественной обработки ткани. 129 • выявление основных отличительных особенностей народного текстиля необычайной пластичности и фактурности; • анализ пластических свойств материала (текстиля, ткани); • определение условий и рассмотрение вариантов (приемов) создания разнообразных текстильных фактур (на стадии повтора и вариаций на основе изучения народного текстиля, на стадии импровизации поиск любых возможностей создания фактурного разнообразия в текстиле). Список художественно-творческих задач и вытекающих из них подзадач можно продолжить. Разработанная нами в ходе исследования система учебных творческих задач и заданий ориентирована на комплексное развитие всех структурных компонентов творческого потенциала учителя труда. В ряде заданий акцент делается на развитие какого-либо конкретного признака творческого потенциала. Следует отметить, что многие задания являются не только формирующими, но и диагностирующими. 137 |