Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 126]

122 В нашем исследовании мы определяем комплекс педагогических условий , которые на наш взгляд, обуславливают эффективность функционирования и реализации модели творческой деятельности на основе метода проектов как средства развития творческих способностей студентов: использование творческих методов самим преподавателем; поощрение поискового творческого подхода к общепринятому, привычному; поддержка попыток самостоятельного поиска разумных рискованных предположений; включение в программу обучения разделов (тем), позволяющих обучающимся демонстрировать их творческие способности; проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы создавалась возможность проявления и демонстрации творческих способностей студентов; поддержка попыток находить, формулировать и переопределять проблему; создание свободной, раскованной атмосферы обучения; поощрение и вознаграждение творческих идей и результатов творческой деятельности; обучая креативности, необходимо научить студентов переживать свои открытия как открытия творческие, развивать в них вкус к творчеству и потребность в нем; поощрять спокойное отношение к неопределенности и непонятному; стимулировать постоянное развитие.
Применительно к нашему исследованию взаимосвязи теории и практики в развитии творческих способностей студентов мы выделили следующие функции: организационную, образовательную, развивающую.
Организационная функция процесса взаимосвязи
теории и практики выражается в такой организации образовательного процесса, которая включает организацию конструктивного сотрудничества преподавателей и студентов при решении учебно-творческих задач, что превращает учебный процесс в творческий, исследовательский.
Образовательная функция находит свое отражение в процессе
учебно-познавательной и практической деятельности студентов, когда систематизируются знания и вырабатываются на их основе умения, навыки, приобретается опыт творческой деятельности.
Сущность развивающей функции взаимосвязи теории и практики в
[стр. 91]

мы* приводящие к успеху или улучшению результата.
Позволяя слушателям рисковать* и даже поощряя их в этом, преподаватель может помочь раскрытию их творческого потенциала и своего собственного; • вклю чат ь в програм м у обучения разделы (темы), позволяю щ ие обучаю щ им ся дем онст рироват ь их т ворческие способност и; проводит ь проверку у с военного м ат ериала т аким образом, чт обы создавалась возм ож ност ь проявления и дем онст рации т ворческого пот енциала слуиш т елей, Если в предлагаемых способах оценки усвоенного материала не будет заложена возможность для демонстрации креативности, слушатели просто не будут ее применять.
Для поощрения креативности преподаватель должен использовать такие задания, % проводить такие экзамены, которые стимулируют творческое мышление.
Обучающиеся должны иметь возможность продемонстрировать свои творческие способности в процессе всего обучения, а не только по его итогам.
Для этого преподавателю необходимо при объяснении нового и повторении пройденного задавать вопросы аналитического характера.
Вопросы, поощряющие к творческому мышлению, содержат в себе такие заданий, как: а)представьте (вообразите), б) придумайте (например, аналог), в) порассуждайте, г) предположите гипотезу, д) найдите несоответствие (противоречие) и т.д.
Когда преподаватель предлагает слушателям сделать что-то, в результате чего будет произведен продукт, отражающий новизну, содержащий что-то новое помимо уже имеющегося, то он дает обучающимся возм ож ност ь т ворит ь; • поощ рят ь ум ение находит ь, ф орм улироват ь и переопределят ь проблем у.
В ходе создания творческих продуктов возможны (и даже неизбежны) ошибки и выбор неадекватных способов и средств достижения цели.
Важной частью креативности является ее аналитическая составляющая, т е.
умение найти и опознать тот момент в творческом процессе, когда была допущена ошибка.
Для формирования умения делать выбор (основанный на оценке), необходимо предоставлять возможность делать этот выбор.
Умение делать выбор это навык, которым необходимо овладевать.
Нахождение ошибки не является заключительным этапом процесса креативности.
Напротив, найдя ошибку, обучающийся должен переопределить проблему, сформулировать цели таким образом,

[стр.,93]

понятного.
Творческое мышление требует много времени, т.к.
процесс развития творческой идеи фрагментарен.
Зачастую процесс творчества эмоционально достаточно неприятен (его сопровождают так называемое "муки творчества").
Если у творящего не хватает времени или способности "перетерпеть" период неопределенности, то возникающие идеи обычно преждевременны и неоптимальны.
Преподаватель должен воспитать у своих слушателей понимание того, что для творчества характерен период своеобразного тупика, когда "идеи не сходятся в одну точку".
Для того, чтобы выйти из этой ситуации, творящий должен иметь выдержку и достаточно времени.
Сюда же можно отнести выработку умения не сдаваться и способности верить в свои силы.
• стимулировать дальнейшее развитие.
Велика опасность остановки творческого процесса, погружения в самодовольство, после значительных творческих достижений, успеха, Преподаватель должен донести до слушателей идею, что творчество не имеет предела.
Начавшись, творческое мышление бесконечно развивается, меняя свои очертания и формы, иначе оно не будет являться творческим мышлением.
Полагаем, что выделение комплекса условий взаимосвязи теории и практики учебно-творческой деятельности в развитии творческого потенциала учителя труда дает нам основание представить взаимосвязь как функциональное образование.
Ученые обозначают функцию (в зависимости от цели и предмета исследования) как операцию, как способность к действию, свойство, задачу.
Применительно к исследованию взаимосвязи теории и практики в развитии творческого потенциала учителя труда мы считаем целесообразным выделить следующие функции: организационную, образовательную, развивающую.
Организационная функция процесса взаимосвязи
1еории и практики выражается в такой организации образовательного процесса, которая включает организацию конструктивного созрудничсства преподавателей и обучающихся при решении учебно-творческих задач, что превращает учебный процесс в учебно-творческий, учебно-исследовательский.
92

[стр.,94]

О бразоват ельная функция находит свое отражение в процессе учебяопознавательной и практической деятельности учителей труда, когда систематизируются знания основ ДПИ и вырабатываются на ихоснове умения, навыки, приобретается опыт творческой деятельности.
Сущность развиваю щ ей функции взаимосвязи теории и практики в
развитии творческого потенциала учителя труда мы видим в развитии эстетической познавательной потребности, в прохождении пути познания от копирующей до репродуктивно-творческой, затем к конструктивно-творческой самостоятельности с ориентацией на самореализацию.
Совокупность компонентов учебно-творческой деятельности мотивационного, содержательного, операционного (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.) позволяет создать условия для максимально эффективного развития творческого потенциала учителя труда.
В процессе осуществления м от ивационного компонента у учителя труда формируется отношение к художественнснгворческой деятельности, направленность на творчество, выражающееся в эстетической потребности.
В ходе содерж ат ельного компонента учебно-творческого процесса происходит усвоение обучающимися системы знаний основ декоративноприкладного искусства, приобретения умений, навыков, опыта творческой деятельности.
Содержательный компонент обеспечен соответствующей программой учебного курса, учебно-методическими и дидактическими пособиями, средствами наглядности.
О перационны й компонент отвечает за формирование действий, адекватных их содержанию, овладение способами деятельности, приемами, процедурами, механизмами учебно-творческой деятельности.
Операционный компонент включает в себя формы активного обучения, метбды, средства на уровне творческого применения знаний и способов деятельности.
В целостном педагогическом процессе все его составляющие находятся в движении и взаимодействии, подчиняясь при этом общим закономерностям, проходя определенные этапы.
93

[Back]