ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ТУРИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В первой главе анализируется сущность и содержание творчества как феномена человеческой деятельности и как проблемной психологопедагогической области. Рассмотрены различные взгляды на творчество, генезис использования метода проектов в учебном процессе, зарубежный опыт использования метода проектов в учебном процессе, творческое развитие студентов как педагогическая проблема, особенности учебной творческой деятельности в туристском вузе. Проведенный анализ и определение сущности понятия "творчество" позволяет перейти к осмыслению и педагогическому анализу специфики учебной творческой деятельности в туристском вузе. Построение анализа осуществлено на движении от общих характеристик деятельности как вида человеческой активности к творческой деятельности, а более конкретно —к учебной творческой деятельности, и далее к проектному творчеству как содержательной основе творческой деятельности студентов. 1.1. Творческое развитие студентом как необходимое условие повышения качества профессионального туристского образования В философской литературе употребление понятия "творчество" многопланово. Оно рассматривается как "активность", "процесс", "вид деятельности", "форма деятельности" и т.д. Во все времена проблема творчества являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых (философов, психологов, педагогов). Понятие "творчество" восходит к трудам Платона и Аристотеля. Различные его стороны отражаются в понятиях "творческое начало", "творческое развитие", "творческие возможности", "творческое мышление", "творческая активность", "творческое отношение", "творческая деятельность", "творческий труд", "творческая личность", "творческая индивидуальность" и др. В философском понимании (Н.А. Бердяев, К. Ю нг, В.Ф. Овчинников и др.) феномен творчества определяется как то, что свойственно живой и неживой природе, человеку и обществу, и выступает как механизм продуктивного развития [22,57,86,87 и др.]. Психологи (А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, Д.Г. Богоявленская и др.) рассматривают творчество как продукт мыслительной деятельности. |
10 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1. Сущность и содержание творчества в психолого-педагогнческнх иселедованнях Педагогический анализ специфики творческого потенциала личности и учебно-творческой деятельности прежде всего требует осмысления более широкого понятия"творчество". В данном параграфе анализируется сущность и содержание творчества как феномена человеческой деятельности и как проблемной психологопедагогической области. Обобщение различных взглядов на творчество представлено в виде некой структурной схемы. Проблема творчества имеет долгую и спорную историю. Во все времена ока являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых (философов, психологов, педагогов). Понятие "творчество" восходит к трудам Платона и Аристотеля [90; 152; 207]. В философской литературе употребление понятия "творчество" многопланово, Оно рассматривается как "активность”, "процесс", "вид деятельности", "форма деятельности" и т.д. Различные его стороны отражаются в понятиях "творческое начало", "творческий потенциал", "творческие возможности", "творческое мышление", "творческая активность", "творческое отношение", "творческая деятельность", "творческий труд", "творческая личность", "творческая индивидуальность" и др. В ф илософ ском понимании (Н.А.Бердяев, К.Ю нг, В .Ф Овчинников и др.) феномен творчества определяется как то, что свойственно живой и неживой природе, человеку и обществу, и выступает как механизм продуктивного развития [14; 44;191 и др.]. П сихологи (А.Н.Леонтьев, Я.А.11ономарев, Д.Г.Богоявленская и др.) рассматривают творчество как продукт мыслительной деятельности. И что имеет принципиальное значение для нашего исследования, как один из важнейших механизмов развития личности [22; 180; 191 192;270 и др.]. 1.2. Особенности учебно-творческой деятельности на основе * художественного творчества Проведенный анализ и определение сущности понятия "творчество" позволяет перейти к осмыслению и педагогическому анализу специфики учебкотворческой деятельности на основе художественного творчества. Структура данного параграфа выстроена с учетом того, что одной из главных тенденций научной методологии является обращение к фундаментальным понятиям, объединяющим на единой теоретической основе определенный круг явлений. Отсюда движение от общих характеристик деятельности как вида человеческой активности к творческой деятельности, а более конкретно — к учебно-творческой деятельности, и далее к художественному творчеству как содержательной основе учебно-творческой деятельности Под деят ельност ью в обобщенном виде понимается сознательная активность субъекта, направленная на объект (М.С. Каган, Э.С.Маркарян, щ, Г.Л. Праздников, С.Л.Рубин штейн, Д.И.Фельдштсйн). А кт ивност ь не есть еще деятельность, т.к. последняя предлолатет цель, свободный выбор 1195, с.З]. Деятельность, активность ключевые понятия, определяющие сущность человека и выражающие его отношение к миру Достижения развития человека, человеческого общества закреплялись в форме материальной и духовной культуры. А Н Леонтьев писал: "Эта особая форма закрепления и передачи последующим поколениям достижений развития возникла в силу то, что в отличие от деятельности животных деятельность людей является созидательной, продуктивной. Такова прежде всего основная человеческая деятельность труд” [130, с.361-362). В процессе созидательной деятельности людей их способности, знания и умения как бы "кристаллизуются" в продуктах деятельности материальных и идеальных (духовных). Каждое новое поколение начинает жизнь в мире предметов и явлений, созданных 4 предшествующими поколениями мире культуры [13 i, с.7]. Под руководством старших молодые поколения овладевает богатствами культуры, осуществляя 26 |