Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 17]

15 До сих пор предметом спора между исследователями творчества является то, какой аспект в определении творчества рассматривать в качестве главного.
Одни считают, что творчество следует определять "в терминах продукта", другие полагают, что главное в творчестве сам процесс.
Взгляд, согласно
которому сущность творчества следует раскрывать через процесс, наиболее резко выражен в 'Грудах Арнхейма 182,83], утверждающего, что о творчестве нельзя судить только по производимому объекту.
Творчество есть "полное развертывание знаний, действий и желаний"
[76, с.17].
Новизна, как критерий творчества, входит почти во все определения и является ключевым словом.
Однако, представление о новизне у различных авторов сильно различается.
Одни подчеркивают субъективный характер новизны, то есть ее значимость для самого субъекта-творца, считая неважным, признает ли идею общество.
Другой подход отмечает, что новизна может характеризовать лишь отдельные моменты деятельности, например, творческая разработка уже известной идеи.
Третий взгляд акцентирует внимание на социальной значимости новизны.
Н о в любом случае, именно термин "новизна" является системообразующим по отношению к представлению о творчестве (Торренс, Дж.
Гилфорд, Я.А.
Пономарев, А.М.
М атюшкин и др.).
Невозможно создать новое безотносительно к чему-то, вообще.
Новое может быть новым только в сравнении со старым, со стереотипом.
Новизна, как критерий анализа креативности может относиться как к оценке результата творческой деятельности, так и к измерению креативности как вида активности, как процесса.

Различают познавательную активность двух типов: 1 ) направленную на усвоение, приобретение , применение уже имеющегося в опыте индивида или человечества в целом (интеллектуальная деятельность, активность) и 2 ) создание совершенно нового, для чего в личном и общественном опыте еще не существует готовых образцов (творческая активность) [43, с.134].
Большинство авторов говорит о творчестве как преодолении стереотипов, шаблонов.
Как отмечает
B.C.
Ю ркевич, идея преодоления стереотипов относится не только к определениям, но и практически ко всем методам выявления креативности, основанным на анализе результатов деятельности.
Во многих определениях креативность противопоставляется конформности, подчеркивается привнесение оригинального, необычного взгляда на проблему.
Сегодня понятие "креативность" содержательно не определено однозначным образом, слишком противоречивы данные многочисленных исследований.
[стр. 14]

назначения и элемент сотворенного мира, в котором и совершается творческий акт и в котором он берет себе материалы" [13, с.
117-118J.
Современные отечественные исследователи творчества (Б.С.Мейлах, И.А,Бескова и др.) исходят из понимания творческого процесса как сложного психического акта, обусловленного объективными факторами и соединяющего в себе элементы образного и логического познания, синтезирующего аналитический и непосредственно чувственный моменты восприятия и воспроизведения действительности [15, с.7; 152, с.8 6 ].
С оврем енны е зарубеж ны е у ч ен ы е по-разному подходят к определению творчества, креативности (от лат.
сгео творить).
Так, например, в понимании П.Торренса это естественный процесс, порождаемый сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации незавершенности и неопределенности [217,с.21].
Американские ученые (Дж.Гилфорд, А.Маслоу, Д.КНиренберг, Е.Торренс) рассматривают творчество как процесс, "логическое развитие идей и мысленных образов, которые преобразовывают элементы реальности во что-то новое" [171, с.
16].
Концепция творчества Р.Сгернберг а, как и некоторые другие теории, наряду с когнитивными, включает в себя аффективные и мотивационные элементы [180, сЛ24], что является принципиально важным для нашего исследования.
А.Нъюэлл, Дж.С.Шоу, Г.С.Саймон, анализируя процессуальную сторону творчества, считают, что решение проблемы можно назвать творческим, если имеет место сильная мотивация и устойчивость [272, с.5].
Р.Муни выделяет четыре основных подхода к творчеству в зависимости от того, какой из четырех аспектов проблемы выходит на первый план: среда, в которой осуществляется творчество; творческий продукт; творческий процесс; творческая личность [270, с.8 ].
До сих пор предметом спора между исследователями творчества является то, какой аспект в определении творчества рассматривать в качестве главного.
Одни считают, что творчество следует определять "в терминах продукта", друг ие полагают, что главное в творчестве —сам процесс.
Взгляд, согласно
14

[стр.,15]

которому сущность творчества следует раскрывать через процесс, наиболее резко выражен в трудах Лрнхейма [7,8], утверждающего, что о творчестве нельзя судить только по производимому объекту.
Творчество есть "полное развертывание знаний, действий и желаний"
[207, с.
17] Н овизна, как критерий т ворчест ва, входит почти во все определения и является ключевым словом Однако, представление о новизне у различных авторов сильно различается.
Одни подчеркивают субъективный характер новизны, то есть ее значимость для самого субъекта-творца, считая неважным, признает ли идею общество.
Другой подход отмечает, что новизна может характеризовать лишь отдельные моменты деятельности, например, творческая разработка уже известной идеи.
Третий взгляд акцентирует внимание на социальной значимости новизны.
Но в любом случае, именно термин "новизна" является системообразующим по отношению к представлению о творчестве (Торренс, Дж Гилфорд, Я.А.Пономарев, А.М.Матюшкин и др.) Невозможно создать новое безотносительно к чему-то, вообще.
Новое может быть новым только в сравнении со старым, со стереотипом.
Новизна, как критерий анализа креативности может относиться как к оценке результата творческой деятельности, так и к измерению креативности как вида активности, как процесса.

Как известно, различают познавательную активность двух типов: !) направленну ю на усвоение, приобретение , применение уже имеющегося в опыте индивида или человечества в целом (интеллеюуальная деятельность, активность) и 2 ) создание совершенно нового, для чего в личном и общественном опыте еще не существует готовых образцов (творческая активность) [268, с.!34].
Большинство авторов говорит о творчестве как преодолении стереотипов, шаблонов.
Как отмечает
В.С.Юркевич, идея преодоления стереотипов относится не только к определениям, но и практически ко всем методам выявления креативности, основанным на анализе результатов деятельности.
15

[стр.,16]

Во многих определениях креативность противопоставляется конформности, подчеркивается привнесение оригинального, необычного взгляда на проблему.
Сегодня понятие "креативность" содержательно не определено однозначным образом, слишком противоречивы данные многочисленных исследований.

Но, по справедливому замечанию В.С.Юркевич, если попытаться вычленить своего рода "сухой остаток", станет очевидно, что в понятие "креативность " входят особые характеристики личности (прежде всего мотивационные) и особые характеристики интеллекта (прежде всего в их качественном проявлении).
Вероятнее всего, отмечает Е.Григоренко, наиболее адекватным подходом к исследованию творчества (креативности) станет такой подход, который будет рассматривать творчество не как производную интеллекта или одну из его составляющих (модель структуры интеллекта Дж.1 илфорда), а как то, что частично с ним пересекается, но полностью им не объясняется [180, с.
124].
Авторы, определяющие творчество как процесс, подчеркивают важность способности мыслить по аналогии (Т.Рибо), рассматриваю! творческое мышление как процесс видения или создания взаимосвязей как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне (Е.К.Спирмен) (270, с.9].
Общей проблемой для всех направлений исследования творчества является выявление ст адий (актов, этапов, ступеней, фаз, моментов и т.п.) творческой деятельности и их классификация.
В отечественной науке уже на первом этапе развития психологии творчества этой проблеме уделялось повышенное внимание.
Б.А.Лезин выделил три стадии применительно к художественному творчеству: 1 )труд, 2 ) бессознательная работа, 3) вдохновение [128].
П.К.Энгельмейер предложил процесс работы изобретателя подразделять на акты: 1 ) желания, 2 ) знания и 3) умения.
Ц^бый_акт (интуиции и желания, происхождения замысла).
Начинается с интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением ее самим изобре!ателем.
Здесь налицо пока гипотетическая идея, вероятный принцип изобретения (в научном творчестве это гипотеза, в художественном замысел) 16

[Back]